Кано (школа японской живописи)

КАНО, школа японской живописи 15-17 века, созданная придворными художниками одноимённой династии.

КаноОснователь школы Кано - Кано Масанобу [1434, деревня Кано (современная префектура Сидзуока) - 1530, Киото], сын родоначальника династии Кано - художника-самоучки Кано Кагэнобу. Учился у Тансё Сюбуна. Придворный художник сёгуна Асикага Ёсимаса, в последние годы жизни - буддийский священник. Испытал влияние китайской живописи периода Сун, в частности художник Лян Цзяня. Работал в жанрах пейзажа, «люди», «цветы-птицы». Среди произведений выделяются свитки: «Чжоу May Шу восхищается лотосами» (Токийский национальный музей), отмеченный стремлением к самоценной декоративности; «Журавли» (храм Синдзюан, Киото), где трактовка изображения приближена к монументальному пейзажу; роспись раздвижной перегородки (фусума) «Бог довольства Хотэй» в Гинкаку (Серебряный павильон) в Киото.

Кано Мотонобу (псевдоним Эйсэн Гёкусэн) (1476, Киото - 1559, там же), сын Кано Масанобу, придворный художник сёгунов Асикага. Возглавлял академию живописи Эдокоро. Прославился преимущественно росписями в жанре «цветы-птицы». Выполненные на свитках, ширмах, раздвижных перегородках (фусума), они демонстрируют расширение декоративных приёмов монохромной живописи за счёт использования методов школы Тоса. В его произведениях общая условно-декоративная трактовка композиции (плоскостные, нередко золотые фоны, тщательно прорисованные контуры) сочетается с подчёркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов (птиц, веток деревьев): панно «Цветы и птицы» (из 49 свитков), свитки «Птицы и водопад», «Рыбная ловля на реке», парные ширмы «Цветы», все - в монастыре Рэйунин (Мёсиндзи) в Киото; свитки «Линь Юнь, любующийся цветками персика», «Линь Сижэн», «Фрукты», все - в монастыре Дайсэнин (Дайтокудзи) в Киото.

Реклама

КаноКано Эйтоку, Кано Кунинобу (1543, Киото - 1590, там же), учился живописи у своего деда Кано Мотонобу, позднее у Кано Сёэй. Жил в Киото. Художник полководцев Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Работал в жанрах «обычаи» (фудзоку-га), «цветы-птицы»: ширмы «Нравы Киото» (монастырь Нандзэндзи, Киото), «Виды Киото и его окрестностей» (1574, собрание Уэсуги Таканори, префектура Ямагата), «Дерево хиноки» (Токийский национальный музей), «Сосна и орёл» (Музей Токийского университета искусств), «Львы» (Императорское собрание, Токио).

Кано Санраку [1559, Оми (ныне префектура Сига) - 1635, Киото], сын Кимура Нагамитсу (умер около 1570), самурая и художника-любителя, изучавшего живопись под руководством Кано Мотонобу. Позднее стал приёмным сыном и учеником Кано Эйтоку. Придворный живописец Тоётоми Хидэёси. Работал в жанрах «цветы-птицы», «люди»: свитки - «Водопад», «Хищные птицы» (Токийский национальный музей), «Сюй-ци и Чао Фу» (собрание Фукуока Котэй, Токио), «Орёл и ястребы» (собрание Отани Кодзуи, Киото), «Четыре сезона» (собрание Токугава Ёситака, Нагоя); панно из свитков «Сосны и орлы» (собрание Нисимура Дзюробэй, префектура Сига); ширмы - «Цветение персика» (монастырь Дайкокудзи, Киото), «Хищные птицы» (собрание Нисимура, Токио).

Кано Сансэцу, Кано Хэйсиро [1589 или 1590, провинция Хидзен (современная префектура Сага) - 1651, Киото], учился у своего отца Кано Санраку. Работал в жанрах «цветы-птицы», пейзажа: ширмы - «Водяные птицы на берегу» (собрание Хосоцудзи, Киото), «Сливовые деревья и птицы» [монастырь Тэнкуйин (Мёсиндзи), Киото]; росписи - дверных панелей «Цветы и птицы» в монастыре Мёкиан в префектуре Киото (начало 17 века), фусума «Пейзаж с фигурами» в монастыре Тэнкуйин (Мёсиндзи) в Киото (1631), «Два голубя и старое дерево» в монастыре Дайцудзи в префектуре Сига.

Кано Танью (1602, Киото - 1674, там же), внук Кано Эйтоку. Жил в Эдо (ныне Токио). Был буддийским священником. Учился живописи у своего отца Кано Таканобу, а затем у Кори. Возглавлял академию живописи Эдокоро. Основал школу Кано в Эдо. Работал в жанрах пейзажа, «люди». Имел почётный титул «хогэн». Среди произведений - свитки «Хотэй, переходящий реку» (Токийский национальный музей), «Павлин и феникс» (Художественный музей Нэдзу, Токио), «8 видов озера Сиху» (собрание Мацура Ацуси, Киото).

Кано

Живопись школы Кано преимущественно связана с оформлением дворцов знати и домов состоятельных горожан. Росписи крупнейших представителей школы, украшавшие стены и перегородки обширных интерьеров, тяготеют к монументальным формам, усилению цветовой и эмоциональной декоративности, сочетанию золотого фона с насыщенными синими, зелёными, белыми плотными красками. В 17 веке в живописи Кано, сохраняющей мастерство исполнения, проявляется тенденция к повторению декоративных приёмов и образов ранних мастеров.

Лит.: Воронова Б. Классик японского искусства Кано Мотонобу // Искусство. 1959. № 8; Дои Ц. Компендиум искусства живописи тушью. Токио, 1974 (на япон. яз.); Мотоуата. Japanese art in the age of grandeur. (Cat.). N. Y., 1975; Akiyama Т. Japanese painting. Gen.; N. Y., 1977; Ямаока Т. Полное собрание японской живописи. Токио, 1978 (на япон. яз.); Судзуки Х. Знаменитые сокровища японского искусства. Токио, 1983 (на япон. яз.).

Н. А. Виноградова.