Каноббио Карло
КАНОББИО (Canobbio) (в русских документах Каноби) Карло [1741, Венеция? - 23.2(7.3).1822, Санкт-Петербург], итальянский скрипач, композитор, педагог. Работал в Мадриде, в 1773-75 1-й скрипач и капельмейстер театра «Сан-Самуэле» в Венеции, где сотрудничал с Дж. Паизиелло, сочинял балетную и камерную музыку. С 1779 жил в России, играл в первом придворном оркестре, сочинял балетную музыку. В 1785 сменил Паизиелло на посту инспектора Итальянской оперной труппы, с 1795 капельмейстер труппы Дж. Астаритты в Санкт-Петербурге. В 1797 числился придворным учителем игры на гитаре. Вместе с Дж. Сарти и В. А. Пашкевичем написал музыку к «историческому представлению» «Начальное управление Олега» на текст императрицы Екатерины II (поставлено 1790, Санкт-Петербург; партитура издана в 1791). Каноббио принадлежат увертюра, марш для духовых и оркестровые антракты на материале популярных песенных мелодий [«Что пониже было города Саратова», «Заинька, попляши», «При долинушке», «Камаринская» (курьёзно переосмыслена в жанре менуэта) и др.]. Среди сочинений - балеты «Дон Жуан» (1781), «Ариадна и Вакх» (1789), «Пирам и Тисба» (1791), «Кастор и Поллукс» (1803; все - Санкт-Петербург); 2 симфонии; 6 дуэтов для флейты и скрипки (или скрипок; написаны в Мадриде, изданы в Венеции) ; 6 сонат для гитары и скрипки с сурдиной (1797); полонез для гитары и скрипки (1799); вокальные произведения.
Лит.: Mooser R.-А. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siècle. Gen., 1951. Vol. 2; Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1961; История русской музыки. М., 1985. Т. 3; Порфирьева А. Л., Бутир Л .М. Каноббио // Музыкальный Петербург. СПб., 2000. Т. 1: XVIII в. Кн. 2.