Канова Антонио
КАНОВА (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, близ Тревизо - 13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор, живописец. Учился у своего деда, резчика по камню Пазино Кановы (1711-94), затем у Дж. Торретти (помогал ему в украшении церквей, парков и вилл провинции Венеция); с 1768 работал в его мастерской в Венеции, позднее - под руководством скульптора Дж. Феррари. В 1775 открыл свою мастерскую в монастыре Сан-Стефано. В Венеции Канова познакомился со скульптурными ансамблями города, изучал античное искусство в частных собраниях. В этот период исполнил статуи «Орфей» и «Эвридика» для парка виллы сенатора Дж. Фальера (1773-1776, Музей Коррер, Венеция); впервые обратился к портрету: терракотовые бюсты дожей Дж. М. Амадеи (1770-е годы) и П. Реньера (1779), в которых экспрессивно передана мимика лиц, виртуозно проработана фактура тканей. Самое крупное произведение венецианского периода Канова - группа «Дедал и Икар» (1777-79, Музей Коррер), трактующая мифологическую сцену в жанровом ключе.
В 1779-1802 Канова жил преимущественно в Риме; в 1780 году посетил Неаполь, где зарисовывал античную скульптуру. Весной 1780 ненадолго вернулся в Венецию, чтобы завершить статую маркиза Дж. Полени для комплекса Прато-делла-Валле в Падуе. Она положила начало «римской манере» Канова, поискам героического идеала. В 1780-е годы он создаёт в Риме свои крупнейшие работы в области мемориальной пластики - классицистические надгробия римских пап Климента XIII (собор Святого Петра) и Климента XIV (церковь Санти-Апостоли). Позднее скульптор обращался к разнообразным формам надгробия (стела, урна, пирамида, иногда в сочетании с круглой скульптурой - как в надгробии эрцгерцогини Марии Кристины Австрийской, 1798-1805, церковь Августинцев, Вена). В надгробии писателя В. Альфьери (1806-1810, церковь Санта-Кроче, Флоренция) саркофаг уподоблен античному храму, рядом с ним - аллегорическая фигура, символизирующая Италию. К зрелому периоду творчества относятся статуи на героические и идиллические сюжеты - «Кревг» (1795-1801) и «Дамоксен» (1795-1806) («Бойцы»; Ватиканские музеи), «Амур и Психея» (1793-97, Лувр, Париж; Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.), «Геракл и Ликас» (1795-1815, Национальная галерея современного искусства, Рим), «Персей» (1799-1801, Ватиканские музеи), «Парис» (1807-12), «Три Грации» (1813-16, обе - в Эрмитаже) и др. Известная статуя Канова «Венера Италийская» (1804-12, галерея Питти, Флоренция) вдохновлена античными изображениями богини. Особое место в творчестве Канова конца 1790-х годов занимал рельеф («Смерть Адониса», 1797-99, Гипсотека, Поссаньо, и др.), в котором мастер пытался соединить традиции венецианского живописного рельефа и новый пластический опыт, приобретённый в Риме.
Реклама
С сентября 1798 по ноябрь 1799 Канова провёл в Поссаньо, переживая вторжение в Рим французских войск. Здесь он создавал темперы и акварели с изображением танцовщиц, муз и играющих эротов, используя мотивы помпеянских росписей и греческой вазописи; тему танцовщиц он продолжил и в статуях 1800-х годов (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Национальная галерея, Рим, и др.). В 1802 Канова стал членом академии Святого Луки в Риме (в 1804 и 1810 президент; с 1814 почётный президент). Для Наполеона I Канова исполнил (в антикизирующем стиле) его бюст (1802, галерея Питти), статуи Паолины Боргезе (сестры Наполеона I) в образе Венеры-победительницы (1804-08, Галерея и музей Боргезе, Рим) и Наполеона I в виде Марса-Миротворца (1803-1806, собрание герцога Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон; около 1811, галерея Брера, Милан), матери императора Марии Летиции Бонапарт (1804-07, собрание герцога Девонширского, Четсуорт), портрет второй супруги императора Марии Луизы Габсбургской (1810, Гипсотека, Поссаньо), её статую в образе Конкордии (1809-14, Национальная галерея, Парма).
В 1802 году был назначен папой Пием VII главным инспектором по охране памятников искусства, ведал всеми вопросами, связанными с реставрацией, музейной работой, проведением археологических раскопок и т. д. Под руководством Кановы в 1809 году было начато создание серии бюстов деятелей культуры и науки Италии для Пантеона. В 1814-15 Канова по поручению Святого Престола вёл переговоры в Лондоне о возвращении вывезенных Наполеоном I Бонапартом во Францию шедевров итальянского искусства на родину; здесь же впервые увидел произведения Фидия, восхитившие его соединением «правды натуры и красоты форм».
В 1810-20-е годы Канова создал серию портретных бюстов (в том числе Автопортрет, 1812, Музей Кановы, Поссаньо), аллегорических («Мир», 1812-14, Музей искусств имени Б. и В. Ханенко, Киев) и религиозных («Младенец Иоанн Креститель», 1817, Гипсотека, Поссаньо, и др.) произведений. Автор конного памятника Карлу III Бурбону на площади Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе (1808-20). После смерти скульптора в Поссаньо создан мемориальный комплекс Кановы (Museo Canoviano), включающий Гипсотеку (архитектор Ф. Лаццари, 1832-36), Дом-музей Кановы и др.
Лит.: Argan G. С. А. Canova. Roma, 1969; L’opera competa del Canova. Mil., 1976; Licht F. Canova. N. Y., 1983; Barbieri F. Canova: scultore pittore architetto а Possagno. Cittadella, 1990; А. Canova (Cat.). Venezia, 1992; Федотова Е. Д. Канова. Художник и его эпоха. М., 2002.
Е. Д. Федотова.