Канон (в музыке)
КАНОН в музыке,
1) полифоническая форма, в которой мелодия (одна или несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе. Начинающий голос канонической имитации называется пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R):
Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.
Реклама
Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.
Канон зародился одновременно с имитацией как её разновидность (например, органум Перотина «Viderunt», около 1200); ранние формы канонов - рота («колесо»; например, английский «Летний канон», около 1250), итальянская качча, французский шас (caccia, caçа, chasse, буквально - охота, 13-14 века), «фуга» (общепринятое название техники канонов в 14-17 веках; впервые - у Якоба Льежского). При беспартитурной записи канонов часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения канон трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с современным пониманием канона как имитационного контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-фламандской) школы 15-16 века (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (латинский - правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения канонов по выписанному голосу (согласно Тинкторису, канон - «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда название музыкальной формы канонов. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).
Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).
Среди крупнейших мастеров канонов - Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В русской музыке каноны встречаются у М. И. Глинки (каноны из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах ор. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и многих других композиторов.
2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.
3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.
Лит.: Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929; Feininger L. К. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937; Богатырев С. С. Двойной канон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer canon and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Glareanus Н. Dodecachordon. [Rome], 1965. Vol. 2; Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начало XIX в. М., 1979; Тимофеев Н. А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981; Lowinsky Е. Е. Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Titian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982, Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. Смотри также литературу при статьях Полифония, Фуга.