Каноппи Антонио

КАНОППИ (Canoppi) Антонио [4.4.1769, Модена - 19.4(1.5).1832, Санкт-Петербург], итальянский и российский сценограф, живописец, график. Учился у А. Кановы в Риме (начало 1790-х годов). Работал в качестве декоратора в миланском «Театро Феличе», где познакомился с П. ди Г. Гонзаго. Участвовал в национально-патриотическом движении против наполеоновского нашествия, был приговорён к смертной казни, бежал в Вену; в 1805 по приглашению графа А. К. Разумовского приехал в Россию. Расписал Большой зал Дворянского собрания в Москве (росписи погибли во время пожара 1812). С 1815 декоратор при петербургской Дирекции императорских театров. Участвовал в оформлении спектаклей Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге, в том числе балетов «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» К. А. Кавоса и Т. В. Жучковского (1819), «Федра и Ипполит» Кавоса и Ф.П. Турике (1821), «Сумбека, или Покорение Казанского царства» Л. И. Сонне (1832), опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1818), «Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича» Кавоса и Ф. Антонолини (1822), мелодрамы «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа (1828). Исполнил занавес «Нарвские ворота, сооружённые в честь возвращения из Парижа Российских войск» (1818) для этого театра.

Реклама

Каноппи (Canoppi) АнтониоИспытав влияние П. ди Г. Гонзаго и Дж. Б. Пиранези, в зрелых работах Каноппи стремился к большей живописности, свободе письма. Он вводил в оформление пасторальные пейзажи в духе романтизма, использовал необычные световые эффекты, искусно владея новым для театра того времени ламповым освещением. Создал ряд рисунков для альбома «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей» (литографированы К. П. Беггровым, 1821-26), писал виды Санкт-Петербурга, жанровые сцены и др. В 1813 получил от петербургской Академии Художеств звание «назначенного» в академики. Член Академий изящных искусств в Болонье и Милане. Автор трактата «Мнение... об архитектуре в целом и о сооружении современных театров в особенности» («Opinion... sur l’architecture en général et en spécialité sur la construction des théâtres modernes», 1830).

Лит.: Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX в. М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

В. А. Кулаков.