Каперство

КАПЕРСТВО (от голландского kaper - морской разбойник), военные действия на море вооружённых частновладельческих судов, получивших специальные разрешения (каперские свидетельства) от государства, против неприятельских торговых судов, а также судов нейтральных стран, перевозивших грузы для неприятеля. Начало регламентации каперства относится к 13 веку (Арагонское королевство). К середине 14 века правовые нормы о каперстве (законы, уставы и др.) имелись в большинстве европейских государств. Каперские свидетельства выдавались как собственным гражданам, так и иностранцам. В качестве вознаграждения каперы получали всю или значительную часть добычи (приза). Каперство признавалось незаконным в случаях: получения каперского свидетельства от обеих воюющих сторон или нескольких союзных государств; захвата судов по истечении срока каперского свидетельства или по окончании войны; несоблюдения правил войны и использования ложного флага; взятия призов в нейтральных водах и недоставления их в призовой суд. В 15 веке основные требования национальных законов о каперстве были подтверждены международными договорами, и к концу века они стали общими нормами международного призового права. До середины 17 века основной целью каперов Англии, Голландии и Франции являлся захват торговых судов Испании, а главным портом - Дюнкерк. Действия английских каперов в войнах 16 века наносили большой урон испанской торговле. В мирное время они зачастую превращались в пиратство. При этом разбои и грабежи, чинимые английскими пиратами в испанских морях и колониях, негласно одобрялись английским правительством. Французское каперство наибольшей интенсивности достигло в эпоху Людовика XIV, в период Французской революции 18 века и наполеоновских войн. Расцвет американского каперства приходится на время англо-американской войны 1812-14, когда каперские свидетельства были выданы свыше 500 судам, причинившим значительный ущерб британскому торговому флоту.

Реклама

В России в период Ливонской войны 1558-83 на Балтийском море действовала Каперская флотилия Ивана Грозного. Во время Северной войны 1700-21 каперские свидетельства для действий против шведского торгового судоходства были выданы Петром I поручику Ладыженскому и подпоручику Лауренсу Берлогену. Морской устав 1720 определял процедуру захвата неприятельских судов, раздела вознаграждения и др. Эти правила были закреплены в регламенте адмиралтейской коллегии 1765 и получили дальнейшее развитие в договорах, заключённых императрицей Екатериной II с иностранными государствами. В русско-турецкую войну 1787-1791 к каперству были привлечены греческие суда, действовавшие под российским флагом в Средиземном море. Для упорядочения их действий были изданы Правила для партикулярных корсеров, которые отличались большей либеральностью к нейтральным судам, чем регламенты других стран. Во время участия России в составе 3-й антифранцузской коалиции (смотри Антифранцузские коалиции) адмирал Д. Н. Сенявин в 1805 году с разрешения российского правительства выдавал каперские свидетельства жителям Ионических островов.

С развитием регулярных флотов каперство постепенно утратило своё значение и в 1856 было запрещено Парижской декларацией о морской войне, к которой присоединилось большинство европейских и американских государств, за исключением Испании, США, Мексики, Боливии, Венесуэлы, Новой Гранады и Уругвая. Это позволило Великобритании использовать каперство в боевых действиях на море против торговых судов северян в Гражданской войне США 1861-65. В последний раз каперство применялось во время войны 1879-80 между Перу и Боливией, с одной стороны, и Чили - с другой. Регламент о призах, выработанный в 1882 институтом международного права, подтверждал общее запрещение каперства, но признавал допустимость его как реторсии против воюющей стороны, решившейся на выдачу каперских свидетельств; при этом регламент запрещал прибегать к услугам иностранцев. Однако фактически каперство больше не использовалось. В современном международном праве каперство приравнивается к пиратским действиям.

Лит.: Мартенс Ф. Исторический очерк каперства и попыток его уничтожения // Мартенс Ф. О праве частной собственности во время войны. СПб., 1869; Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. М., 1991; Маховский Я. История морского пиратства. Тула, 1993; Сидорченко В. Ф. Морское пиратство. СПб., 2004.

С. Л. Ташлыков.