Каприччио (в живописи)

КАПРИЧЧИО, каприччо (от итальянского capriccio - каприз, фантазия; изначально - прыжок козы, от латинского capra - коза), жанр изобразительного искусства, в котором творческая свобода, прихотливость фантазии и новизна мысли художника являются доминирующими принципами. Слово «каприччио» по отношению к изобразительному искусству применяется, видимо, с 16 века (Дж. Вазари, Дж. П. Ломаццо). Теоретическое обоснование каприччио дал в 17 веке В. Кардуччо («Диалоги о живописи», 1633), уподобивший вымысел художника в каприччио «козе, скачущей по горам», и отделивший его от рабского следования натуре. Чаще всего каприччио называются фантастические изображения, близкие гротеску (серия гравюр «Каприччи» Ж. Калло, 1617, 1622), особенно распространившиеся в гравюре 18 века (серии офортов «Разнообразные каприччи» и «Шутки фантазии» Дж. Б. Тьеполо, около 1750; серия офортов «Капричос» Ф. Гойи, 1797-98). Пример каприччио в искусстве 20 века - графическая серия «Каприччи» В. Д. Замирайло (1908-18).

КаприччиоВ узком значении каприччио - разновидность архитектурного пейзажа, в котором преобладают вымышленные, фантастические черты. Жанровые предпосылки такого понимания каприччио - архитектурные композиции в помпейских фресках; изображение вымышленной архитектуры в фонах картин и фресок эпохи Возрождения (А. Мантенья, Рафаэль); причудливые пейзажные мотивы в живописи маньеризма; классицистический идеальный пейзаж с комбинациями вымышленных и реальных античных руин в ландшафте (К. Лоррен). В 17-18 веках складывается собственно архитектурный пейзаж, получивший особое развитие в венецианской школе, где он разделился на два субжанра - ведуту, тяготеющую к документальной точности, и собственно каприччио, то есть архитектурную фантазию (veduta ideata). Крупнейшими мастерами каприччио в живописи были А. Каналетто, Ф. Гварди, в гравюре - Дж. Б. Пиранези (сюиты офортов «Каприччи», «Фантазии на тему темниц»; обе 1-я половина 1740-х годов), оказавший влияние на французского живописца «воображаемых руин» Ю. Робера. В России к этому жанру обращался А. И. Бельский (смотри Бельские, семья). Жанру каприччио близки театральные декорации семьи Галли-Биббиена и П. ди Г. Гонзаги. Мотивы каприччио распространились в садово-парковом искусстве (новодельные руины в пейзажном, или английском, парке).

Реклама

Отголоски veduta ideata в 20 веке - в неоромантичных пейзажах К. Ф. Богаевского, И. И. Нивинского (серия офортов «Кавказские каприччо», 1923-26), в метафизической живописи Дж. Де Кирико и урбанистике новеченто.

Архитектурная графика близка жанру каприччио в проектах «идеального города» от эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи) до Просвещения (К. Н. Леду) и в архитектурных мечтаниях 20 века - от авангардизма («Архитектурные фантазии» Я. Г. Чернихова, 1933) до постмодернизма («бумажная архитектура» 1970-80-х годов).

Лит.: Hartmann L. «Capriccio» - Bild und Begriff. Z., 1973; Дьяков Л. А. Дж.-Б. Пиранези. М., 1980; Молок Н. Capriccio, simulacre, проект: Метаморфозы руины в 18 веке // Вопросы искусствознания. 1996. Т. 9; Kunstform Capriccio: von der Groteske zur Spieltheorie der Moderne / Hrsg. Е. Mai, J. Rees. Кöln, 1998; Kanz R. Die Kunst des Capriccio: kreativer Eigensinn in Renaissance und Barock. Мünch.; В., 2002.

А. М. Муратов.