Каприччио(в музыке)

КАПРИЧЧИО, каприс (итальянский - capriccio; французский - caprice), в музыке конца 16 – начала 17 века инструментальная пьеса свободного строения (то есть не определяемого какой-либо композиционной схемой), основанная на имитации. Близко полифонической фантазии, ричеркару (например, каприччио для органа, каприччио для чембало Я. П. Свелинка); один из истоков фуги. У Дж. Фрескобальди, И. Фробергера каприччио виртуозны; иногда в них вводились те или иные, в том числе изобразительные, звуковые «причуды» («Каприччио на крик кукушки» Фрескобальди). Эта традиция продолжена в «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха (BWV 992). В конце 18 - 19 веках каприччио (каприс) - виртуозное сочинение для скрипки (у П. Роде, Р. Крейцера, Н. Паганини), в 19 веке каприччио - также романтичная фортепианная пьеса (у К. М. фон Вебера, Ф. Мендельсона, И. Брамса). Близкие жанру рапсодии «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, «Каприччио на цыганские темы» С. В. Рахманинова отмечены национальным колоритом, своенравными переменами темпа и характера движения, блеском оркестрового письма. «Каприччио» - название одной из опер Р. Штрауса (1942).

В. П. Фраёнов.