Карачаевцы

КАРАЧАЕВЦЫ (самоназвание - кърачайлыла;  абхазский - акарач, азухо, алан; адыг. - карагьуэй, каршагъуэй, черигъуэй; осетинский - ашшон, хъарашон, хъараше), тюркский народ в России, основное население Карачаево-Черкесии. Составляют большинство населения г. Карачаевск, Джегутинского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского районов, около 50% населения Зеленчукского и менее 40% населения Урупского районов. Значительное число карачаевцев живёт в Черкесске, а также в г. Кисловодск Ставропольского края. Численность в Карачаево-Черкесии 169,2 тысяч человек, всего в России 192,2 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Турции, Египте, Сирии, США и др. Общая численность около 300 тысяч человек. За рубежом карачаевцами называют также выходцев из Балкарии. Говорят на карачаево-балкарском языке, около 95% владеют русским языком. Верующие - мусульмане-сунниты.

Имеют общее происхождение, культуру и язык с балкарцами. В 16-18 веках территория расселения карачаевцев и балкарцев называлась Карачай, или Карачи, а её население - карачолс, карачиолис, герач-халк. Первое упоминание о Карачае, или Карачеркасской земле, встречается в русских источниках - в отписке посольства Московского государства к крымскому хану 1501.

Реклама

Карачаевцы В ходе монголо-татарского нашествия и походов Тимура (13-14 века) этническая территория карачаевцев сузилась до верховьев Терека и Кубани. После Кавказской войны 1817-1864 часть карачаевцев переселилась в Османскую империю. В 1865-71 земли карачаевцев составляли Эльбрусский округ Кубанской области. В 1917 в составе Горской республики был образован Карачаево-Балкарский штат, в 1920 в составе Горской АССР - Карачаевский национальный округ. В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО, в 1926 - Карачаевская АО. В 1943 были депортированы в Среднюю Азию, после 1957 большинство карачаевцев вернулось на родину.

Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия - отгонное скотоводство и террасное земледелие. Были развиты резьба по дереву и камню, ковроткачество, производство войлока. Жилище (так называемый карачаевский дом) срубное, с двускатной кровлей и пристенным очагом-камином. Знать строила «деревянные замки» (башы джабылгъан арбаз), жилые и хозяйственные помещения которых выходили на внутренний двор с галереей, опирающейся на 4-угольные в сечении забутованные внутри и оштукатуренные снаружи колонны. Из одежды своеобразны короткая мужская накидка из войлока или шкуры с капюшоном (гебенек), шуба (тёречиле кийим, тёречилени тонлары) из волчьего или беличьего меха, которую надевали судьи.

Общество делилось на сословия: знать (бий, чанка и тума, или эсекку-эльтуд), дворяне, или уздени (потомственные - белые уздени, сырмаёзденле, или сыйлыёзденле, трёх разрядов: уллуёзденле, сараймаёзденле и кертиёзденле; не-знатные - чёрные уздени, караёзденле, или сыйсызёзденле, трёх разрядов: тюзёзденле, тёгерекёзденле и тёбенёзденле, или каракишиле), и крестьяне (государственные - эскиазатла, азатла, или саркитле; владельческие - къулла и къаракъулла). Селения (тийре) были княжескими (бий-кьабак), узденскими (ёзден-кьабак), крестьянскими (къулкъабак) и селениями вольноотпущенников (азатла-къабак), объединялись в общества (джамааты, джамагъаты), управлявшиеся представителями князя - некхудами. Из узденей формировалась княжеская дружина. Князья имели также военизированные отряды кулказаков (къулкъазакълар), которые проживали в специально для них построенных казармах. Административно центр Карачая находился в Кюннюм-Къала (возле современных сёл Карт-Джурт, Хурзук и Учкулан). Традиционное управление в целом сохранялось до середины 19 века.

Карачаевцы Карачаевцы  имеют развитый домусульманский пантеон, возглавляемый Тейри (Хан Тейри, Тейри-Хан); в него входили и христианские персонажи: Байрым (от Марием - Дева Мария) - покровительница материнства, Барас (от святой Параскевы Пятницы) - покровительница ткачества, Гюрге (от святого Георгия) - покровитель дорог в иной мир, Элия (от святого Илии) - молнии и т. д. С божеством грома Чоппа был связан праздник Чоппа-Той, весной отмечали праздник Голлу. Среди карачаевцев распространились суфийские ордена Кадирийя (18 век) и Накшбандийя (начало 20 века). Музыкальный фольклор карачаевцев един с балкарским.

Лит.: Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989; Биджиев Х. Х.-М. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993; Биттирова Т. Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. Карачаевск, 1999; Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-заклинательном ритуале карачаевцев и балкарцев. М., 1999; Карачаевцы и балкарцы: этнография, история, археология. М., 1999; Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор / Ред. Э. Р. Тенишев. М., 2001; Малкондуев Х. Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 2001; Лайпанов К. Т. Карачай и карачаевцы. Черкесск, 2005; Езден Адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа / Сост., предисл. и коммент. М. Джуртубаева. Нальчик, 2005.

М. Дж. Каракетов.