Карагаши

КАРАГАШИ (ногайцы-карагаши, астраханские ногайцы; самоназвание - карагашногайлар, от «карагаш» - чёрное дерево; татарский - карагачи), этническая группа ногайцев в Астраханской области (Россия). Численность 7-8 тысяч человек (2008, оценка), в переписях часть причисляла себя к татарам. Компактно проживают в Красноярском районе, село Лапас Харабалинского района, село Растопуловка Приволжского района и в пригородных посёлках Астрахани - Кири-Кили, Свободный, Янго-Аул и микрорайоне имени Бабаевского. Сохраняют карагашский диалект ногайского языка (астраханских ногайцев-карагашей язык), говорят также на казахском, татарском и русском языках. Верующие карагаши - сунниты ханафитского мазхаба.

Карагаши Происхождение карагашей связано с Малой Ногайской Ордой (Казыев улус), которая в середине 16 века отделилась от других ногайцев Волги и Урала и переселилась на Северный Кавказ. По преданиям, карагаши кочевали тогда в районе современного г. Пятигорск. В 1720-40-х годах вместе с другими ногайцами Малой Ногайской Орды были подчинены калмыками и до конца 18 века кочевали в пределах Калмыцкого ханства. В 1771 после ликвидации Калмыцкого ханства были оставлены в Красноярском уезде Астраханской губернии, в официальных документах упоминаются как кундровские татары. В 1788 были образованы два селения карагашей - Сеитовка и Хожетаевка, во 2-й половине 19 века - другие поселения на левобережье Волги, в начале 20 века - в окрестностях Астрахани. Делились на роды, объединявшиеся в 4 племени (куб): найман, ас, мангыт и отделившиеся от найманов тобетпес. Каждый род управлялся советом старейшин (маслагат), имел свои мечеть и место на кладбище, тамгу и боевой клич. Отдельные роды в составе карагашей образовывали кочевавшие вместе с карагашами мангышлакские туркмены (туркпен) и казанские татары (калпак), в конце 18 - начале 19 века служившие в Российской армии, затем поселившиеся в казахской Букеевской Орде и во 2-й половине 19 века приписанные к обществу карагаши. Некоторые группы карагашей, тесно связанные с казахами Букеевской Орды, испытали влияние казахского языка и культуры; во 2-й четверти - середине 19 века переселились к селу Ханская ставка (ныне посёлок Урда Западно-Казахстанской области, Казахстан). С 1926 года в переписях карагаши относились к татарам, в школах преподавание велось на татарском языке, с 1964 - на русском. С конца 1980-х годов у карагашей идёт процесс возрождения самосознания и ногайской культуры, устанавливаются тесные контакты с ногайцами Северного Кавказа. В 1990-х годах в школах введено преподавание ногайского языка и литературы. В 1991 в Астрахани создано Общество ногайской культуры Астраханской области «Бирлик», в 2003 - Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге». Проводятся ежегодные межрегиональные Джанибековские чтения, Дни ногайской культуры, создаются песенные и танцевальные коллективы. Разработка газового месторождения в районе компактного проживания карагашей привела к необходимости их переселения из санитарно-защитной зоны и, как следствие, к ускорению ассимиляции.

Реклама

Карагаши Основное традиционное занятие - полукочевое скотоводство. С конца 19 века развивается овощеводство, с начала 20 века - рыболовство. С коллективизацией конца 1920-х - начала 1930-х годов карагашей насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится основным занятием. Сохраняется искусство изготовления тюфяков (мндеров) в шёлковых чехлах с аппликацией (карга тел). До 1970-х годов делали войлочные ковры-киизы (кийез). Калмыцкое влияние прослеживается в типе разборной юрты (караш ий). Характерны женский головной убор мезбек и бобровая шапка. Девушки до 1930-х годов носили серьгу в правой ноздре (алка). Были распространены элементы татарской одежды (например, женская расписная обувь или мужские тюбетейки), узбекские халаты и ткани для женской одежды. Сохраняются блюда ногайской кухни и особенности свадебного обряда. Эпические и бытовые песни (джыр, озын ногай джыр) исполняются мужчинами (без сопровождения). Известные певцы: Курбан-Гази из Керменчика, Мамбет Кыркиле (конец 19 - начало 20 века), Абдулла Шамуков (1911-91) из села Лапас. В 20 веке были заимствованы элементы татарского песенного и танцевального фольклора. Музыкальные инструменты - гармоника (саз, прежнее название кобыз) и бубен (кабал); до конца 1990-х годов сохранялась традиция игры на домбре. Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Хожетайлы на кладбище у села Малый Арал Красноярского района. Из карагашей вышли видные деятели просветительства: А. И. Умеров (Гумари) (1867-1933) - религиозный деятель, проповедник идей джадидизма в Астраханском крае; А.-Х. Ш. Джанибеков (1879-1955), занимавшийся сбором фольклора и этнографией ногайцев, участвовавший в создании современной ногайской письменности.

Лит.: Небольсин П. И. Очерки Волжского Низовья. 5. Кундровские татары // Журнал Министерства внутренних дел. 1852. Ч. 38. Кн. 6; Пятницкий В. Карагачи (по материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал имени Д. Н. Анучина. 1930. Т. 32. Вып. 3-4; Викторин В. М. К этнической истории карагашей // Поволжский край. Саратов, 1983. Вып. 8; Арсланов Л. Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области. Набережные Челны, 1992; Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей // Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). Астрахань, 2005. Вып. 11.              

Э. Ш. Идрисов.