Карагёз

Карагёз КАРАГЁЗ (турецкий karagöz, буквально - черноглазый), турецкий народный теневой театр кукол. Назван по имени его главного героя. Возник в конце 15 - начале 16 века. Существует цеховая организация карагёзчиков (так называемый эснаф), во главе которой стоит староста (кяхья). В труппу, как правило, входит не менее шести человек: хозяин (уста), его помощник (чырак), певцы и музыканты (ярдак), а также реквизиторы, носильщики и др. Представления обычно устраиваются в кофейнях, в частных домах на церемонии обрезания мальчиков, на базарных площадях и т. п. В период расцвета карагёза (18 век) спектакли игрались только в месяц Рамадан по ночам, когда мусульмане могут приступать к трапезе. Существовало 28 сюжетов по числу дней Рамадана. Перед экраном (айна) из шёлка или батиста располагается небольшой ансамбль из двух-трёх музыкантов, играющих на трещотке (зил), флейте (камуш), барабанах (дайрэ). Спектакль ведёт один кукольник (карагёзджи), управляющий теневыми фигурами и озвучивающий всех персонажей. Фигурки (тесвиры) размером 25-30 см изготавливаются из выделанной верблюжьей кожи, раскрашиваются красной и зелёной краской. Куклы управляются короткими тростями. Карагёз - тип завистливого и простодушного турка, который любит поспорить, потешиться над окружающими; он остроумен и находчив, но в драках бывает побит. Обычно изображается с чёрной бородой, в колпаке, говорит простонародным языком (в отличие от другого основного персонажа - Хадживата, олицетворяющего спесь и бахвальство, щеголяющего выражениями, смысл которых не всегда понимает). Помимо Карагёза и Хадживата в представлениях участвуют крестьяне, дама, дервиш, а также Араб, Армянин, Грек, Француз, Еврей и др. В основе спектакля - комические диалоги Карагёза и Хадживата (Карагёз говорит басом, Хадживат гнусавит) и потасовки между ними. Интрига заключается в желании друзей обмануть друг друга, что им поочерёдно удаётся. Традиционно представление включало 4 части: пролог (выход Хадживата, чтение им молитв, пение духовной поэзии и призывание Карагёза); диалог-спор Хадживата и Карагёза; комическая сценка с потасовками и непристойностями; эпилог, в котором Карагёз просит у зрителей прощения за всё сыгранное. Схожий с карагёзом теневой театр и персонажи существуют и в греческой народной культуре. Сюжет греческого «Карагёзиса» аналогичен турецкому, но в спектаклях действуют и персонажи греческой истории, мифологии, фольклора.

Реклама

Лит.: Уманец С. И. Театр в Турции // Исторический вестник. 1893. Т. 53. № 9; Мартинович Н. Турецкий театр «Карагӧз». СПб., 1910; Крыжицкий Г. К. Экзотический театр. Л., 1927; Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993; Голдовский Б. П. История кукольной драматургии. М., 2007.

Б. П. Голдовский.