Каравак Луи
КАРАВАК (Caravaque) Луи [31.1.1684, Марсель - 9(20) или 15(26).6.1754, Санкт-Петербург], французский живописец, мастер декоративно-монументальной живописи, миниатюрист. Сын марсельского скульптора Жана Батиста Каравака (1666-1709), брат скульптора Жана Каравака (1673-1754) и архитектора Жозефа Каравака (1680-1758). В 1715 году прибыл в Париж, где получил от Ф. Я. Лефорта приглашение работать при дворе Петра I в Санкт-Петербурге («в живописи на масле для гисторической картины, портретов, баталий, лесов, деревьев и цветов»), кроме того, обучать русских учеников всему, «что касается до живописного художества». В 1716 приехал в Россию; в 1718 определён в ведомство Канцелярии от строений, в том же году создал картину «Полтавская баталия» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и исполнил с неё картоны для шпалеры (1719-22, там же). В 1722 сопровождал Петра I в поездке в Астрахань. Под руководством Каравака и при его участии были выполнены монументально-декоративные работы в Летнем доме (1720), Летнем дворце («новых палатах», 1725-1727) и Зимнем дворце (Тронный зал, 1725-27; спальня великой княгини Анны Леопольдовны, 1740-41, и др.) в Санкт-Петербурге; во дворцах Монплезир, Марли, павильоне Эрмитаж, Западной вольере (сохранился плафон, 1721-27) в Петергофе. С 1730-х годов придворный живописец; в 1732-54(?) руководил Петербургской шпалерной мануфактурой.
Реклама
С наибольшей полнотой дарование Каравака проявилось в области портретной живописи (преимущественно в стиле раннего рококо). Он написал несколько портретов Петра I (1716; 1717, ГРМ; 1722), его дочерей (Анны Петровны, 1725, ГТГ; Елизаветы Петровны - в детстве, 1717, парадный в рост, 1750, оба - в ГРМ; смотри также иллюстрации к статье Елизавета Петровна) и внуков (Петра Петровича, 1717, ГТГ), императрицы Екатерины I (1-я половина 1720-х годов, ГРМ), а также герцога Э. И. Бирона (1741), великой княгини Екатерины Алексеевны (1745, Павловский дворец-музей). К его портрету императрицы Анны Ивановны (1730, ГТГ) восходит жанр большого парадного портрета в русском искусстве 18 века.
Будучи «универсальным живописцем» (Я. Штелин), Каравака писал также иконы для придворных церквей (с 1720, в том числе для иконостаса церкви Зимнего дворца, 1725-1727); участвовал в создании серебряной раки святого благоверного Александра Невского в Зимнем дворце (1750-53). Исполнил «чертежи» Триумфальной колонны в честь побед русских войск в Северной войне (1718-24; проект осуществлён К. Б. Растрелли), составлял проекты придворных празднеств и фейерверков, расписывал знамёна, руководил оформлением погребальной церемонии императрицы Анны Ивановны (1740) и т. п. С 1723 года неоднократно подавал (Петру I, Петру II и др.) проекты устройства в Санкт-Петербурге «академии живописного художества, какая учреждена в Париже». Каравака оказал большое влияние на формирование русской живописной школы; его произведения служили образцами для подражания и копирования. Среди учеников Каравака - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, М. А. Захаров.
Лит.: Портрет петровского времени. Кат. выставки. Л., 1973; Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России. М., 1990. Т. 1-2.