Каравай

КАРАВАЙ, кравай, коровай, корвай (от «корова» - южно и  восточнославянский,  восточно-польский; также русский - моленник, болгарский - момина пита, кумов хляб и др.; западнославянский - колач, калач - от «коло», «кольцо», «круг»), ритуальный (главным образом свадебный) хлеб у славян (особенно у украинцев, белорусов и  восточных поляков). Каравай обычно пекли из пшеничной муки, иногда с начинкой из мяса, каши и др., сверху смазывали маслом, яйцом, мёдом, глазурью, посыпали маком, сыром, украшали изюмом, миндалём и т. п. Для каравая характерна круглая, реже кольцевидная или продолговатая форма. Каравай может изготовляться из нескольких (обычно из нечётного числа) коржей. В оформлении каравая сочетаются женская (коса, фигурки курицы, уточки, бабы и т. п.) и мужская (фаллические символы, фигурки петуха, коня, медведя, зайца, воробья, мужика и т. п.) символика; на каравае изображали также жениха с невестой, петуха на курице, борова на свинье и т. п. Из каравайного теста делали и фигурное свадебное печенье в форме косы, курицы и т. п. Внутрь каравая запекали колосья из дожиночного (смотри Дожинки) снопа, зёрна, яйца, курицу (курник), монету, кольцо. Каравай опоясывали полотенцем, лентой, поясом, втыкали в него свечи, перья, цветы, колосья, украшенные ветки или особое свадебное деревце (отсюда названия каравая: «ёлка», «роща», «сады» и т. п.). Иногда караваи невесты и жениха различались по форме и названию. На Русском Севере в функции каравая использовали рыбный пирог (рыбник, кулебяка) или большой пряник. Караваи пекли лишь для невест-девиц. Караваем благословляли молодых, ставили перед ними на стол, разламывали у них над головой, связывали на нём руки и т. п. Караваю посвящались особые песни. Основной обряд с караваем - его делёж на свадебном пиру. Делил каравай обычно дружка или старший сват, куски его раздавали участникам обряда и присутствовавшим при нём, их клали в хлебное зерно, скармливали скотине и т. п. У  восточных славян каравай делили («кроили», «ломали») часто после брачной ночи, во время которой каравай находился в спальне молодых; обряд символизировал дефлорацию невесты и служил подтверждением её девственности.

Реклама

В ряде мест (на Русском Севере и др.) караваем расширительно называется также неритуальный хлеб.

Каравай

Лит.: Гура А. В. Каравай // Славянские древности. М., 1999. Т. 2.

А. В. Гура.