Карикатура
КАРИКАТУРА (итальянский caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), жанр искусства, изображение, создающее комический эффект в целях осмеяния и критической оценки того или иного лица или общественного явления. Карикатура использует средства сатиры и юмора, шаржа, гротеска и художественной гиперболы; в ней соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, применяются неожиданные сопоставления, уподобления и метафоры. Вследствие своей общественной значимости карикатура обычно бытует в массовых формах: используются наиболее многотиражные виды графики (первоначально - ксилография, офорт, затем литография, фотомеханические способы воспроизведения и др.). Основные формы карикатуры - «летучие листки», народные картинки, позднее газетно-журнальная графика, плакат, реже сатирическая живопись, скульптура (мелкая пластика).
Термин «карикатура» был, как считается, впервые использован Аннибале и Агостино Карраччи в конце 16 века применительно к изображениям откровенно гротескного характера. Становление жанра карикатуры можно отнести к началу 16 века; её широкое распространение приходится на время Реформации и Крестьянской войны 1524-1526 в Германии. В дальнейшем расцвет карикатуры также совпадает с периодами крупных общественно-политических потрясений - Тридцатилетней войной 1618-48, революциями 16-18 века в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период прослеживается связь карикатуры с фольклором, лубком, возрождавшаяся и позднее, во времена военных конфликтов и революций. Существенная роль в карикатуре отведена тексту, расширяющему смысл изображения, усиливающему его сатирическую остроту. Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые осмыслена в начале 19 века романтиками, в эстетике которых ирония и гротеск занимали видное место, однако уже в 17-18 веках к карикатуре обращались крупнейшие мастера - Дж. Л. Бернини (преимущественно карикатуры на отдельных лиц), Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, Ж. Калло; первым из художников, почти целиком посвятивших себя этому жанру, был П. Л. Гецци.
Реклама
В 1-й половине 18 века картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы 2-й половины 18 - начала 19 века (Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк, У. Дент, Р. Ньютон) выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры (этой линии карикатуры близки работы немецкого художника Д. Н. Ходовецкого). Тогда же определилась специфическая для карикатуры оперативность отклика на крупные события общественной жизни (карикатуры-лубки Французской революции 18 века, «антинаполеоновские» работы Дж. Гилрея и др. в Великобритании и т. д.). В сатирических офортах Ф. Гойи гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
С 19 века развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой и её социально-политическими устремлениями: постоянное сотрудничество художников с журналами и газетами стало обычной формой их творческой деятельности. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье и карикатуры времён Парижской коммуны 1871 (Ж. Пилотель и др.). Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ («социальная маска» или портрет-шарж), воплощавший типичные черты различных общественных классов (у П. Гаварни, Ж. Ж. Гранвиля, Ш. Филипона, Домье, Г. Доре, В. Буша, Дж. Лича и др.). На рубеже 19-20 веков широкое развитие получила политическая карикатура, в жанре которой работали многие крупные мастера - П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896; А. Кубин, О. Гульбранссон, К. Кольвиц, Т. Т. Хейне, Г. Цилле и др.). В 1-й половине 20 века большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура (Ф. Мазерель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Хартфилд в Германии; Дж. Лоу в Великобритании; У. Гроппер в США; Ж. Эффель во Франции; Х. Бидструп в Дании; И. Бешков в Болгарии и др.).
На протяжении своей истории карикатура неоднократно подвергалась гонениям - листы конфисковывались властями, издания запрещались (например, «Журнал карикатур» А. Г. Венецианова в 1808), художников приговаривали к тюремному заключению и штрафам (О. Домье и др.). О том, что карикатура не утратила значения и в наши дни, свидетельствуют, в частности, международные «карикатурные скандалы» середины 2000-х годов, спровоцированные обращением художников к религиозной тематике; актуальным остаётся искусство политической и антивоенной карикатуры.
В России к наиболее ранним образцам карикатуры следует отнести лубочные листы 1-й половины 18 века (раскрашенные ксилографии), высмеивающие бытовые пороки, физического уродства или иноземные нравы; схематично-гротесковые изображения неизменно дополнены рифмованным текстом. В карикатуре конца 18 века получили распространение мотивы городского быта, преимущественно мещанского и купеческого, шаржированные образы русской знати. Отечественная война 1812 года дала новый импульс развитию сатирической графики («народной картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против императора Наполеона I и галломании русского дворянства).
В середине 19 века карикатура сближается с сатирической иллюстрацией (А. А. Агин, П. М. Боклевский, Е. И. Ковригин, Р. К. Жуковский и др.). В условиях цензуры социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались общественные пороки, в шаржированном виде представали современники (А. О. Орловский, П. А. Федотов). Этот приём характерен и для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 - начала 20 века - «Искры», «Гудка», «Будильника», «Шута» и др. (Н. В. Иевлев, А. И. Лебедев, Н. А. Степанов, П. М. Шмельков, П. Е. Щербов). Тесно связанное с общественно-политическими событиями, искусство карикатуры пережило подъём в годы русской Революции 1905-07, когда в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта» и др., а также в появившихся позднее журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» публиковались работы крупнейших мастеров (в том числе И. Я. Билибина, М. В. Добуминского, Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере, А. А. Радакова, Н. В. Ремизова, В. А. Серова, А. А. Юнгера).
В годы Гражданской войны 1917-22 годов основной формой сатирической графики стал плакат («Окна РОСТА»; художники В. Н. Дени, В. В. Маяковский, И. А. Малютин, В. В. Лебедев, М. М. Черемных). В 1920-х годах выходило множество сатирических журналов, с которыми сотрудничали мастера карикатуры, как известные с дореволюционного времени (Б. И. Антоновский, Д. С. Моор, Радаков, Н. Э. Радлов и др.), так и художники нового поколения (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, В. И. Козлинский, Б. Б. Малаховский, К. П. Ротов и др.). Как составная часть идеологизированного советского искусства, карикатура стала действенным способом борьбы с внешними и внутренними «врагами революции»; большое значение уделялось обличению «сил мировой реакции», империализма и колониализма, борьбе с «пережитками капитализма», антирелигиозной пропаганде и т. п. В годы Великой Отечественной войны антифашистская карикатура получила широкое распространение в журналах, газетах, агитационных листовках и в плакате (в том числе в «Окнах ТАСС», ленинградском «Боевом карандаше»). Новая волна карикатуры и сатирического плаката на внутриполитические темы прокатилась в конце 1980-х годов; с жанром карикатуры сближаются многие произведения соц-арта. Среди крупнейших мастеров отечественной карикатуры 20 века - В. Н. Горяев, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Кукрыниксы, Н. Е. Муратов, И. М. Семёнов, Л. В. Сойфертис.
Лит.: Champfleury J. F. Histoire générale de la caricature. Р., 1865-1888. Vol. 1-6; Wright Т. А history of caricature and grotesque in literature and art. L., 1865. N. Y., 1968; Hofmann W. Caricature from Leonardo to Picasso. N. Y., 1957; George М. D. English political caricature; а study of opinion and propaganda. Oxf., 1959. Vol. 1-2; idem. Hogarth to Cruikshank: social change in graphic satire. L., 1987; Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964; Сидоров А. А. Русская графика начала XX в. М., 1969; Hillier В. Cartoons and caricatures. L.; N. Y., 1970; Bomemann В., Roy С., Searle R. La caricature: art et manifeste, du XVIe siècle à nos jours. Gen., 1974; Абрамский И. П. Смех сильных: о художниках журнала «Крокодил». М., 1977; Lucie-Smith Е. The art of caricature. Ithaca, 1981; Wechsler J. А human comedy: physiognomy and caricature in 19th century Paris. L.; Chi., 1983; Shikes R., Heller S. The art of satire: painters as caricaturists and cartoonists from Delacroix to Picasso. N. Y., 1984; French caricature and the French revolution, 1789-1799. Los Ang.; Chi., 1988; Gombrich Е. Н. The experiment of caricature // Gombrich Е. Н. Art and illusion. Princeton, 2000; Павлов Г. Н. Оружия любимейшего род: из истории журнальной карикатуры Москвы и Ленинграда 1920-х г. М., 2002.