Карстенс Асмус Якоб

КАРСТЕНС (Carstens) Асмус Якоб (10.5.1754, Санкт-Юрген, близ Шлезвига, Дания, ныне в черте города Шлезвиг, Германия – 2 или 25.5.1798, Рим), датский и немецкий живописец, график и скульптор. Учился в копенгагенской Академии Художеств (1776-83) у Н. А. Абильгора, испытал влияние И. И. Винкелъмана. В 1783 году вместе с братом, живописцем Фридрихом Кристианом Карстенсом (1762-98), посетил Северную Италию (Милан и Мантую), где изучал росписи Леонардо да Винчи и Джулио Романо. В 1780-е годы занимался рисунком (автопортрет, до 1784, Кунстхалле, Гамбург), выполнял эскизы на литературные сюжеты, писал исторические, мифологические и аллегорические картины. С 1788 работал в Берлине, с 1789 создавал также скульптуры (модель памятника Фридриху II, 1791) и настенные росписи (в домах королевы Фредерики Луизы и др.); в эти годы складывается, постепенно освобождаясь от влияния рококо, его «большой стиль».

Карстенс (Carstens) Асмус ЯкобС 1790 года Карстенс преподавал рисунок в берлинской Академии Художеств, в 1792 командирован в Рим для изучения монументальной живописи; остался там до конца жизни. В римский период выполнял картоны и эскизы в графических техниках и темпере, отказавшись от масляной техники; уподобленная рельефу фронтальная композиция, идеализация подчёркнуто объёмной формы выдают влияние искусства Микеланджело («Ночь и её дети Сон и Смерть», 1795; «Гомер читает свои поэмы грекам», 1796, оба - Художественное собрание, Веймар). Карстенс оказал значительное влияние на развитие классицизма в творчестве художников, работавших в Риме, прежде всего, скульптора Б. Торвальдсена, живописца Й. Коха (награвировавшего 24 композиции из цикла «Аргонавты» по рисункам Карстенса) и других назарейцев, а также на представителей немецкого неоидеализма.

Лит.: Fernow К. L. Carstens, Leben und Werke. Hannover, 1897. Ann Arbor; L., 1980; Kamphausen А. А. J. Carstens. Neumünster, 1941; Hennig М. А. J. Carstens - sensible Bilder: eine Revision des Кünstlermythos und der Werke. Petersberg, 2005.

А. М. Муратов.