Катакомбы

КАТАКОМБЫ, подземные захоронения на территории современной Италии (вокруг Рима, Неаполя, на острове Сицилия), а также в Северной Африке (в том числе в Александрии), на острове Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и др. Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами [прямоугольными для тел (локули) или аркообразными для саркофагов (аркосолии)], а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). Катакомбы использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Римской империи; в соответствии с римскими погребальными обычаями всегда располагались за городской стеной. С конца 2 века катакомбы стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до конца 5 века, впоследствии став объектами паломничеств. Катакомбы устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство катакомб были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение катакомб началось после случайного обнаружения комплекса близ церкви Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578 году; первые систематические исследования катакомб провёл в 1-й четверти 17 века А. Бозио, открывший более 30 катакомб.

Реклама

КатакомбыКак языческие, так и раннехристианские катакомбы содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже - мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих катакомб носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в катакомбах датируются началом 3 века. Живопись катакомб, использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразительного языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», то есть молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос - Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца - водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов - рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются так называемые хризмы (греческие инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (катакомбы на Виа-Анапо, Коммодиллы и др.). В декорации катакомб встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и др., частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.

В декорации катакомб впервые в христианской традиции появляются сцены из Ветхого и Нового Завета, связанные, как правило, с темой спасения умершего. Традиционный набор сюжетов восходит к тексту молитвы над умирающим святого Киприана Антиохийского и включает сцены чудесных спасений праведников, подобно которым должен спастись и усопший: историю пророка Ионы как прообраз воскресения Христа, «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой жены» и др. Наряду с отдельными сюжетами встречаются первые «циклы», дающие возможность говорить о целостной программе ансамбля и состоящие из двух сцен: «Грехопадение прародителей», открывающее историю падшего человечества, и «Поклонение волхвов» или «Крещение» как начало истории Спасения.

КатакомбыДля стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к 5 веку условность изобразительного языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символического смысла и часть общей иконографической программы, что характерно уже для средневековой концепции образа.

В православной традиции термин «катакомбы» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). Катакомбами называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т.д. (например, катакомбы под Парижем, Одессой, Керчью и др.).

Лит.: Grabar А. Premier art chrétien (200-395). Р., 1966; idem. Les voies de la création en iconographie chrétienne. Р., 1979; Stevenson J. The catacombs: rediscovered monuments of early Christianity. L., 1978; Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000; Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.

А. В. Пожидаева.