Катон Старший

КАТОН СТАРШИЙ (Цензорий или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234-149 до нашей эры), государственный деятель, полководец, писатель и оратор в Древнем Риме. Происходил из всаднической семьи латинского города Тускул, принадлежал к «новым людям» (так римляне называли тех, кто достиг известности благодаря собственным заслугам, а не из-за знатности предков). В период 2-й Пунической войны 17-летним юношей начал военную службу, сражался в битве при Каннах (216), в качестве военного трибуна - под Капуей и на Сицилии; в 209 - за Тарент, в 207 доблестно проявил себя при Метавре, принимал участие в начале африканского похода. В конце войны начал гражданскую карьеру: в 204 квестор, в 199 плебейский эдил, в 198 претор, наместник на Сардинии, в 195 консул, в 194 получил триумф за покорение испанских племён, в 184 избран цензором.

Катон Старший был многосторонне одарённым человеком, обладал неуёмной энергией и целеустремлённостью, на войне отличался храбростью и дисциплинированностью. Будучи консулом, подавил восстание иберов, организовал в Испании добычу золота и серебра, обогатив римскую казну. В качестве посла к афинянам и ахейским городам убедил многих из них отказаться от поддержки селевкидского царя Антиоха III. В период наместничества на Сардинии сумел удержать местных жителей от неповиновения, вызывал их уважение, так как боролся с ростовщиками, сократил собственную проконсульскую обслугу, был неприхотлив и скромен в быту. Занимая должность цензора, Катон Старший как поборник староримских традиций исключил из сената нерадивых сельских хозяев, запустивших свои поместья, расточителей и развратников, а при ревизии всадников отнял коней у растолстевших всадников; ввёл налог на роскошь; распорядился снести незаконные личные постройки на общественной земле; перекрыл желоба, по которым отводилась вода из государственного водопровода на частные участки и усадьбы. На собранные штрафные деньги осуществил ремонт общественных строений и возвёл первую римскую базилику. Катон Старший был безжалостным к своим противникам из аристократии: постоянно судился (более 44 раз) и выиграл все тяжбы. Побывав в Карфагене и увидев, как быстро возрождается враждебный Риму город, Катон Старший стал упорно добиваться разрушения Карфагена [каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен» («Cetenim censeo Carthaginern esse delendam»)] и дожил до успешного начала 3-й Пунической войны.

Реклама

Катон Старший выступал за интенсификацию римской экономики, товарного производства и ростовщических операций, поэтому во внешней политике ратовал за расширение завоеваний и превращение покорённых стран в римские провинции. Катон Старший боролся за укрепление полисных устоев, служивших социальной гарантией граждан. Он яростно выступал против Сципиона Старшего, сторонника эллинистической культуры, осуждал проникновение чужеземных нравов, особенно греческих обычаев, языка и литературы, был первым римским писателем, создававшим свои произведения на латинском языке.

Катон Старший всю жизнь учился, в том числе и у «ненавистных» греков (языку, литературе) и карфагенян (рациональному ведению рабовладельческого сельского хозяйства). Образованность Катона Старшего нашла отражение в его литературном наследии.

Из многочисленных произведений Катона Старшего целиком дошёл трактат «О земледелии» («De agricultura»), построенный по образцу греческих учебников и делящийся на три части, посвящённые устройству имения, сезонным работам и домоводству. В немногих фрагментах дошло главное произведение Катона Старшего - первая история на латинском языке «Начала» («Origines»), в 7 книгах, из которых первые три описывали основание Рима и других италийских городов, а в последующих излагалась история Рима с 1-й Пунической войны до последних лет жизни самого Катона Старшего. Отсутствие имён полководцев в изложении событий характеризует взгляд Катона Старшего на историю как творение народа в целом. Среди других произведений: сохранившиеся во фрагментах дидактический трактат «К сыну Марку» («Ad Marcum filium»), «Поэма о нравах» («Carmen de moribus»), а также небольшие фрагменты 80 речей, ориентированных не на эллинистическую теорию, а на практику римского ораторского искусства.

Катон Старший был примерным семьянином, рачительным домохозяином. Однако женитьба Катона Старшего в 80-летнем возрасте на юной бесприданнице (родившей ему сына) изменила отношение римлян к нему. Тем не менее, римляне высоко оценили личность Катона Старшего - удостоили его статуи с благодарственной надписью.

Лит.: Astin А. Е. Cato the Censor. Oxf., 1978; Kienast D. Cato der Zensor. Darmstadt, 1979; Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II век до нашей эры). М., 1986; Плутарх. М. Катон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. СПб., 2001. Т. 1.

И. Л. Маяк; А. Л. Касаткина (литература).