Кавалерович Ежи
КАВАЛЕРОВИЧ (Kawalerowicz) Ежи (19.1.1922, Гвоздец, Польша, ныне Ивано-Франковская область, Украина - 27.12.2007, Варшава), польский кинорежиссёр, сценарист, общественный деятель. Учился в Академии изобразительных искусств в Кракове (1946-49), там же окончил ускоренные курсы киноподготовки (1946). С 1955 постоянный руководитель кинообъединения «Кадр» (Варшава). Профессиональную деятельность начинал как ассистент кинорежиссёра, второй режиссёр. В 1952 году дебютировал (совместно с К. Сумерским) фильмом «Община», рассказывающим об аграрной реформе в послевоенной Польше. В дилогии «Целлюлоза» (в отечественном прокате - «Дороги жизни») и «Под фригийской звездой», по произведениям И. Неверли (1954, премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари) заметны черты соцреалистической нормативности (классовый конфликт, эволюция главного героя от тёмного крестьянского паренька к сознательному участнику рабочего движения), но реалистически точное воссоздание эпохи, лиц, настроений, а также зрелое мастерство постановщика сделали эту работу одним из главных произведений раннего послевоенного польского киноискусства. Фильмы «Тень» (в отечественном прокате - «Кто он?», 1956) и «Настоящий конец большой войны» (в отечественном прокате - «Этого нельзя забыть», 1957) основаны на теме 2-й мировой войны, но решены по законам популярных жанров: первый как шпионский детектив, второй как психологический триллер. В фильме «Поезд» (в отечественном прокате - «Загадочный пассажир», 1959, премия Международного кинофестиваля в Венеции) воспроизведена модель современного польского общества, разнообразных представителей которого объединяет тоска по взаимопониманию. Универсальная духовно-этическая проблематика присутствует в большинстве последующих работ Кавалеровича. Наиболее совершенно она выражена в фильме «Мать Иоанна от ангелов» (по одноимённой пьесе Я. Ивашкевича, 1961, премия Международного кинофестиваля в Канне, Оберхаузене). Утверждение суверенности личности, её естественных чувств и запросов вопреки консервативным социальным, религиозным и другим установлениям становится сквозной темой многих фильмов режиссёра, действие которых происходит в разные эпохи и в разных странах: в Древнем Египте («Фараон», по Б. Прусу, 1966), в Риме периода конца империи («Quo vadis?», по Г. Сенкевичу, 2001), в последние годы жизни Наполеона I («Пленник Европы», 1989), в сибирской ссылке польских повстанцев 1890-х годах («За что?», по Л. Н. Толстому, 1995), в начале 1-й мировой войны («Аустерия», по Ю. Стрыйковскому, 1982), в 1922, когда националистом-фанатиком был убит первый президент независимой Польши Г. Нарутович («Смерть президента», 1977, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине), а также в современной действительности («Игра», 1969; «Маддалена», 1970; «Встреча в Атлантике», 1980; «Дети Бронштейна», 1990). Работы Кавалеровича отличаются виртуозным повествовательным мастерством, углублённой работой с актёрами, тонкостью пластических решений. Соавтор сценариев своих фильмов. Был инициатором создания и председателем Союза польских кинематографистов (1966-78), с 1980 года его почётный председатель. Государственная премия ПНР (1955, 1966). Юбилейная почётная премия Международного кинофестиваля в Москве (1979).
Реклама
Соч.: Wiȩcej niz kino. Warsz., 2001.
Лит.: Соболев Р. Е. Кавалерович. Фильмы. Стиль. Метод. М., 1965; Dipont М., Zawislinski S. Faraon kina. Warsz., 1997.
И. И. Рубанова.