Каверин Фёдор Николаевич

КАВЕРИН Фёдор Николаевич [1(13).2.1897, Москва - 20.10.1957, там же], российский режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1948). Участвовал в любительских спектаклях. С 1914 учился на Филологическом факультете Московского университета, в 1916 году мобилизован в армию, окончил военное училище, был начальником фронтового театра в Новограде-Волынском. В 1918 поступил в школу Малого театра (ученик В. Н. Пашенной и Н. А. Смирновой), с 1922 режиссёр этого театра. В 1925 возглавил Театр-студию Малого театра (с 1932 Новый театр, в 1936-43 Московский драматический театр). Увлечённый искусством Е. Б. Вахтангова, он уже в первых своих спектаклях обратился к эксперименту, поискам новых приёмов театральной выразительности, проявляя богатую фантазию и изобретательность: «Комик XVII столетия» А. Н. Островского (1922), «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1923), «Похождения Бальзаминова» (по трилогии Островского) и «Кинороман» Г. Кайзера (оба 1926), «Конец - делу венец» У. Шекспира (1928) и др. Образность сценической формы, оригинальность постановочных приёмов в сочетании с живой реалистической обрисовкой характеров отличали лучшие спектакли Каверина 1930-40-х годов: «Без вины виноватые» Островского (1930), «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1934), «Трус» А. А. Крона (1936), «Обыкновенный человек» Л. М. Леонова (1945, совместно с В. А. Любимовым), «Восстание в гетто» П. Маркиша (1946) и др. Работал в мюзик-холлах, где поставил: «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного (Москва, 1932), «Под куполом цирка» И. А. Ильфа, Е. П. Петрова, В. П. Катаева (совместно с Р. Г. Корфом, Москва, 1933, Ленинград, 1935). В 1946-1952 художественный руководитель «Мосэстрады», ставил хореографические номера для А. А. Редель и М. М. Хрусталёва, работал с ансамблем С. А. Каштеляна, с Л. О. Утёсовым и его оркестром, с А. И. Райкиным и др. С 1925 года вёл педагогическую работу в студии Малого театра, ГИТИСе, училище ГОСЕТа, Оперной студии при Московской консерватории и др. Профессор (1949).

Реклама

Соч.: Роль самообразования в творчестве актера. М., 1934; Работа над спектаклем. М.; Л., 1938; Работа режиссера самодеятельного театра. М., 1945; Оформление спектакля на малой сцене. М., 1951; Воспоминания и театральные рассказы. М., 1964; Режиссура на эстраде // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988.

Лит.: Смирнова Н. А. Воспоминания. М., 1947; Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983.