Кавос Катерино Альбертович

Кавос (Cavos) Катерино АльбертовичКАВОС (Cavos) Катерино Альбертович [30.10.1775, Венеция - 28.4(10.5).1840, Санкт-Петербург], российский композитор, дирижёр, педагог. По происхождению итальянец. Сын балетмейстера, директора венецианского театра «Ла Фениче» А. Кавоса.

Отец архитектор А. Кавоса. Учился у композитора и органиста Ф. Бьянки. Среди сочинений итальянского периода: кантата «Герой» (1798), балет «Подземелье, или Катерина в Калуге» (Венеция, 1799).

В 1798 году приехал в Санкт-Петербург в качестве капельмейстера итальянской оперы, с 1799 служил в Дирекции императорских театров: был дирижёром придворного оркестра, капельмейстером итальянских, французских, русских оперных трупп. С 1822 инспектор придворных оркестров, с 1832 директор музыки императорских театров. Преподавал пение в училище Святой Екатерины (с 1803) и Смольном институте (с 1811).

Сыграл существенную роль в развитии российского театра и становлении отечественной оперы: воспитал ряд выдающихся оперных певцов и актёров [в их числе О. А. Петров, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский (Иваницкий), В. М. Самойлов, С. В. Самойлова (Черникова), Е. С. Сандунова, А. Я. Петрова-Воробьёва], организовал молодёжную труппу при Дирекции императорских театров, способствовал расширению репертуара, в том числе осуществил российскую премьеру оперы «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера (1824), руководил премьерой оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1836).

Реклама

Среди сочинений, созданных в России (всего свыше 50): оперы - «Князь-невидимка, или Личарда-волшебник» (либретто Е. Ф. Лифанова, 1805), «Илья Богатырь» (либретто И. А. Крылова, 1806), «Казак-стихотворец» (1812) и «Иван Сусанин» (1815; обе на либретто А. А. Шаховского); балеты (большей частью созданы в сотрудничестве с балетмейстером Ш. Дидло) - «Зефир и Флора» (1808), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816), «Рауль де Креки» (1819), «Кавказский пленник» (1823, по поэме А. С. Пушкина). В период Отечественной войны 1812 года написал патриотические балеты-дивертисменты: «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (1812), «Русские в Германии, или Следствие "Любви к Отечеству"» (1813), «Торжество России, или Русские в Париже» (1814).

Лит.: Зотов Р. Биография капельмейстера Кавоса // Репертуар русского театра. 1840. Т. 2. Кн. 10; Грачев П. В. К. А. Кавос // Очерки по истории русской музыки 1790-1825. Л., 1956; Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л.; М., 1958; Сычева О. Кавос и русский музыкальный театр первой трети XIX в. // Стилевые особенности русской музыки XIX-ХХ вв. Л., 1983; Келдыш Ю. В. К. А. Кавос и русская опера // История русской музыки. М., 1986. Т. 4; Соколова А. М. Балетный театр // Там же.

А. Е. Максимова.