Кайнц Йозеф Готфрид Игнац
КАЙНЦ (Kainz) Йозеф Готфрид Игнац (2.1.1858, Визельбург - 20.9.1910, Вена), австрийский и немецкий актёр, режиссёр. В 1873 году дебютировал в «Зулковски театер» в Вене. В 1874 брал уроки мастерства у актрисы Ц. Купфер-Гомански. В 1875 в качестве актёра-любителя был приглашён в Марбург-ан-дер-Драу (Марибор, Словения). В 1876 работал в «Нойе Штадттеатер» в Лейпциге: Фердинанд и Дон Карлос («Коварство и любовь» и «Дон Карлос» Ф. Шиллера) и др. С 1877 года в придворном театре в Майнингене: Принц Гомбургский («Принц Гомбургский» Г. фон Клейста), Косинский («Разбойники» Шиллера), Флоризель («Зимняя сказка» У. Шекспира) и др. В 1880 после гастролей Кайнца по Германии Э. Поссарт пригласил его в Мюнхенский театр: Клавиш («Клавиш» И. В. Гёте), Малкольм, герцог Кларенс («Макбет» и «Генрих VI», «Ричард III» Шекспира) и др. По специальному приглашению играл для баварского короля Людовика II.
Реклама
С 1883 в «Немецком театре» в Берлине: Фердинанд, Карл Моор («Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера), Кассио, Ромео, Гамлет («Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет» Шекспира) и др. Продолжая романтичную традицию немецкого театра и не обладая внешними данными героя-любовника, Кайнц стремился средствами внутренней выразительности раскрыть противоречивый духовный мир персонажей - страстных, порывистых, одержимых поисками истины. В 1888 по приглашению Л. Барная перешёл в «Берлинер театер», но покинул его, не сыграв ни одной роли. С 1889 играл на различных немецких сценах. В 1891 гастролировал по миру (Австро-Венгрия, Россия, США). С 1892 вновь в «Немецком театре»: президент фон Вальтер («Коварство и любовь»), Альцест («Мизантроп» Мольера), Бассанио («Венецианский купец» Шекспира), мастер Генрих («Потонувший колокол» Г. Гауптмана), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Актёр-гастролёр, Кайнц сумел органично вписаться в контекст нарождающегося режиссёрского театра, что особенно ярко проявилось в его работе с О. Брамом в берлинском театре «Свободная сцена»: Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Вильгельм («Праздник мира» Гауптмана) и др.
30.6.1899 Кайнц сыграл последний спектакль в Берлине («Еврейка из Толедо» Л. Фейхтвангера, роль короля Альфонса), после чего перешёл в «Бургтеатер» в Вене: Орест, Мефистофель («Ифигения в Тавриде», «Фауст» И. В. Гёте), Фигаро («Севильский цирюльник» П. Бомарше), Симоне («Флорентийская трагедия» О. Уайльда) и др. Последний раз вышел на сцену 12.5.1910 в роли Марка Антония («Юлий Цезарь» Шекспира). 18.9.1910 назначен одним из режиссёров «Бургтеатер».
Лит.: Brahm О. Kainz. Gesehenes und Gelebtes. В., 1910; Wiegier Р. J. Kainz: Ein Genius in seinen Verwandlungen. В., 1941; Шварц В. С. Й. Кайнц. Л., 1972; Nielsen F. W. Е. Duse; [J. Kainz: ein Leben für die Вühne: das Wort-Porträt eines großen Mimen], Freiburg, 1984; Макарова Г. В. Актерское искусство Германии: Роли. Сюжет. Стиль. М., 2000.
А. М. Варенникова.