Кайова
КАЙОВА (от самоназвания группы койгу), индейский народ в США. Численность свыше 8,3 тысяч человек (2000, перепись), согласно данным Бюро по делам индейцев - 12,5 тысяч человек (2000); почти половина проживает в штате Оклахома. Говорят в основном на английском языке, около 1 тысячи человек (в основном старшего поколения) - на языке кайова, образующем ветвь кайова-таноанских языков. В состав кайова отдельной общиной входит группа степных апачи - кайова-апачи (самоназвание надийша-дена - наши люди). Численность 1,3 тысяч человек (2000, перепись). Верующие в основном приверженцы Туземной американской церкви Северной Америки (пейотисты), есть методисты и приверженцы традиционных культов.
Согласно преданию, кайова пришли на Великие равнины с верховьев реки Йеллоустон. Постепенно продвигаясь на юго-восток, достигли района Блэк-Хилс и установили дружественные отношения с кроу. Предположительно в начале 18 века к кайова присоединилась часть степных апачи (кайова-апачи); вероятно, от апачи кайова заимствовали лошадь. В начале 19 века жили в районе реки Норт-Платт. Союз с команчами 1806 позволил кайова охотиться на огромной территории юга Великих равнин (запад штата Канзас и современный штат Оклахома, восток штата Колорадо, север штата Техас). В 1-й половине 19 века оттеснены чейеннами и дакота на юг, за реку Арканзас.
Реклама
Традиционная культура типична для индейцев Великих равнин. Основные занятия - конная охота на бизонов и набеги за лошадьми. Выделялись социальные слои: ондеки онгоп (богачи, высшие) - наиболее значимые вожди общин, хранители святынь; ондегупай (следующие за высшими) - вожди, воины, шаманы, некоторые удачливые молодые воины; коон (тихие, вызывающие жалость) - безлошадные индейцы, обычно не участвующие в набегах; допом (никто) - отщепенцы, преступники. Билатеральные родственные группы составляли кочевую общину (топотого) во главе с вождём (топотоки). Кочевые общины объединялись в племенные подразделения, размещавшиеся в племенном лагере в определённом порядке по кругу: ката (Кусачие - по названию арикара, народа группы кэддо); когуи (Лоси); койгу, или собственно кайова; кинеп (Большие Щиты); семат (Воры), или кайова-апачи; конталуй (Чёрные Мальчики); куато (Вытащенные; истреблены дакота в 1780). Кайова-апачи отличались от других кайова матрилокальностью брачного поселения и обычаями избегания. Существовали мужские возрастные и вневозрастные союзы. Система терминов родства бифуркативная в 1-м восходящем и нисходящем поколениях и генерационная в поколении Эго. Зафиксировано слияние альтернативных поколений (взаимная терминология, общие термины для дедов, внуков, правнуков и сиблингов); сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Была распространена сороральная полигамия, кросскузенные браки были запрещены. Традиционная религия основана на вере в существование священной силы (дой). Ритуальные специалисты (дойомки) изготовляли священные предметы с пиктограммами (боевые щиты, так называемые геральдические типи, и др.). Они могли передаваться по наследству, дариться, продаваться; их владельцы образовывали союзы (например, союзы Щитов тайме, Орлиных щитов, Бизоньих щитов, Совиных щитов, Пяти щитов и др.). Основной церемонией была летняя Пляска Солнца (Кото), где главным культовым предметом была каменная антропоморфная фигурка (тайме). Существовало пиктографическое летописание (смотри «Перечни зим»). Был развит культ 10 «священных связок» (талидой), в которые, по преданию, превратился один из мифологических близнецов (Тали, буквально - мальчики). Мифы о близнецах и их бабушке Старухе-паучихе дозволялось рассказывать только хранителям «священных связок» и только летом. Другой мифологический цикл связан с трикстером, демиургом и культурным героем Сенде, о чьих похождениях слушали только зимой.
Договорные отношения с американцами с 1837 года. В 1867 кайова вместе с команчами была предоставлена резервация на Индейской территории (в районе современного города Форт-Силл). В начале 1870-х годов кайова раскололись на «мирных», оставшихся в резервации, и «враждебных», бежавших в степи. В 1874-75 участвовали в Войне на Ред-Ривере. Поражения в борьбе с американцами убедили многих кайова отказаться от традиционных культов. Пляска Солнца была проведена в последний раз в 1887. Среди кайова распространился пейотизм, в 1890 они участвовали в движении Пляска Духа. В 1901 году резервация была разделена на частные наделы, большая часть её продана белым колонистам.
Современные кайова сильно метисированы; заняты в сельском хозяйстве, мелком предпринимательстве. Есть врачи, инженеры, писатели (в том числе лауреат Пулитцеровской премии по литературе в 1969 Н. С. Момадей), художники (в том числе «Пятёрка кайова»: С. Аза, Дж. Очия, Дж. Хокеа, С. Мопопе и М. Тсатоке, а также Л. Тсатоке, Г. Топпа и др.).
Лит.: Mooney J. Calendar history of the Kiowa Indians // 17th annual report of the Bureau of American ethnology. Wash., 1898; Marriott А. L. The ten grandmothers. Norman, 1945; Mishkin В. Rank and warfare among the plains Indians. Lineoln, 1992; Levy J. Е. Kiowa // Handbook of North American Indians. 2001. Vol. 13. Pt. 2.
Г. Б. Борисов.