Казандзакис Никос
КАЗАНДЗАКИС (Кαζαντζάϰης) Никос (18.2.1883, Ираклион, остров Крит - 26.10.1957, Фрайбург, Германия, похоронен в городе Ираклион), греческий писатель, общественный деятель. Родился в семье землевладельца. Учился на юридическом факультете Афинского университета (1902-06), а также в Сорбонне (1907-08). В 1920-1930-е годы работал журналистом в разных странах мира, создал многочисленные путевые заметки.
В 1925-27 Казандзакис трижды посетил СССР, впечатления о поездках отразились в его книге «Москва кликнула клич» (опубликована на французском языке, 1931). В 1941-44 годах жил на острове Эгина; с 1947 - во Франции и ФРГ, сотрудничал с ЮНЕСКО. Дебютировал новеллой «Змея и лилия» («‘Όφιςϰαὶϰρίνο», 1906, под псевдонимом Карма Нирвами), пьесами «Светает» («Ξημερώνει», поставлен в 1907), «Жертвоприношение» («Θυσία», 1910) и др. Мировоззрение Казандзакиса нашло отражение в трактате «Аскетика» («‘Aσϰητική», 1927), в котором буддийские мотивы соединились с идеями Ф. Ницше, А. Бергсона, а также опытом анархического социализма. Драматургия Казандзакиса 1920-30-х годов отличается повышенной экспрессивностью, резким противопоставлением характеров; для неё характерны пафос неприятия мещанских ценностей и внимание к народной религиозности: пьесы «Никифор Фока» («Nιϰηφόρος Фωϰάς», 1927), «Христос» («Хριστός»), «Одиссей» («‘Оδυσσέας», обе 1928), «Мелисса» («Мέλισσα», 1939), трилогия «Прометей» («Пρομηθέας», все опубликованы после 1945) и др. Успех снискала состоящая из 24 песен эпическая поэма «Одиссея» («‘Оδύσσεια», 1938) на сюжеты гомеровских поэм. Свои наиболее значительные произведения Казандзакис написал в 1940-1950-х годах. Попыткой создания идеализированного греческого характера стал роман «Жизнь и похождения Алексиса Зорбы» («Вίος ϰαὶπολιτεία τοῦ Aλέξη Ζορμπά», 1943, русский перевод 1998; экранизация М. Какояниса, 1964), главный герой которого соединил в себе черты трикстера и отшельника. Роман «Христа распинают вновь» («‘О Хριστòς ξανασταυρώνεται», 1954, русский перевод 1962) - обличение лицемерия и жестокости на материале жизни современного греческого села. Протест против мещанской морали, пропаганда идей «героического нигилизма» и самоценности бунта отличают роман «Капитан Михалис. Свобода или смерть» («‘О ϰαπετὰν Мιχάλης. ‘Еλευτερία ᾔ θάνατος», 1953).
Реклама
Неортодоксальная трактовка сюжетов Священного Писания представлена в романе «Последнее искушение» («‘О τελευταɩ˜ος πειρασμός», 1952, русский перевод 1993; экранизация М. Скорсезе под названием «Последнее искушение Христа», 1988); роман был включён католической церковью в «Индекс запрещённых книг» (1954); готовившемуся отлучению Казандзакиса от православной церкви воспрепятствовали патриарх Афинагор I и критский епископат. Казандзакис - автор беллетризованной биографии Франциска Ассизского «Беднячок Божий» (« О Фτωχούλης τοῦ Θεοῦ», 1953), автобиографического очерка «Отчёт для Эль Греко» («‘Aναφορὰ στòν Γϰρέϰο», 1956, издан в 1961), поэтического сборника «Терцины» («Τερτσίνες», издан в 1960), киносценариев, рассказов для детей, трудов по истории русской литературы, публицистики, а также переводов на новогреческий язык «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (совместно с И. Какридисом), «Божественной комедии» Данте, «Фауста» И. В. Гёте и др. Международная премия мира (1956).
Соч.: Θέατρο: Είς 3 τ. Aθήνα, 1955-1956; Грек Зорба. М., 2003.
Лит.: Bien Р. N. Kazantzakis. N. Y., 1972; Levitt М. P. The cretan glance, the world and art of N. Kazantzakis. Columbus, 1980; Ετεφανάϰης Γ. Αναφορά στον Καζαντζάϰη. Αθήνα, 1997; Wilson C., Dossor H. F. N. Kazantzakis. Nottingham, 1999; Σταύρου M. Ο υπαρξιαϰός Καζαντζάϰης. Η μαϰρά πορεία προς τον «Καπετάν Μιχάλη». Αθήνα, 2001.
А. В. Марков.