Казанская Духовная Академия

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (КДА), в 1797-1921 годах одно из четырёх высших богословских учебных заведений Русской православной церкви.

Предшественницей КДА была Казанская архиерейская славяно-латинская школа, основанная в 1723 и преобразованная в 1733 в семинарию. В 1797 году Казанской и Санкт-Петербургской духовным семинариям именным указом императора Павла I был присвоен статус академий. В 1818 закрыта с целью проведения ревизии, после которой Святейший Синод оставил в Казани только семинарию, сделав её подотчётной Московской академии. В 1842 семинария вновь преобразована в академию. Важнейшую особенность КДА, которая находилась в центре областей с иноверческим населением, составляло её миссионерское отделение, открытое в 1854 году. Здесь преподавались арабский, турецкий, татарский, монгольский и калмыцкий языки, этнография, история и обличение ислама и ламаизма, история распространения христианства среди народов Востока, миссионерская педагогика. В середине 1850-х годов в академию передано рукописное собрание Соловецкого Преображенского монастыря.

Реклама

В 1917 под угрозой прекращения существования КДА её совет пытался преобразовать академию в богословский факультет Казанского университета, однако большевистские власти не допустили слияния КДА с университетом. В 1921 занятия в Казанской академии прекратились. В марте 1921 ряд преподавателей академии за нарушение декрета об отделении церкви от государства были арестованы. В ноябре того же года академическая корпорация организовала Богословский институт, однако он просуществовал менее года.

В КДА во 2-й половине 19 - начале 20 века сложились научные школы исламоведения (Н. И. Ильминский, Е. А. Малов, М. А. Машанов, Н. Ф. Катанов), буддологии (А. А. Бобровников, В. В. Миротворцев), церковного права (А. С. Павлов, И. С. Бердников, П. Д. Лапин), русской церковной истории (А. П. Щапов, П. В. Знаменский, И. М. Покровский, Ф. В. Благовидов и др.), филологии (И. Я. Порфирьев, А. А. Царевский), догматического богословия (Е. А. Будрин, П. П. Пономарёв), Священного Писания (П. А. Юнгеров, М. И. Богословский), философии (В. А. Снегирёв, В. И. Несмелов), библейской истории (Я. А. Богородский), церковной археологии (Н. Ф. Красносельцев, А. А. Дмитриевский, В. А. Нарбеков). КДА издавались журналы «Православный собеседник» (с 1855); «Известия по Казанской епархии» (с 1867), «Инородческое обозрение» (1912-16).

В 1997 году воссоздана Казанская духовная семинария.

Лит.: Благовещенский А. История старой Казанской духовной академии. 1797-1818. Казань, 1875; Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 годы). Казань, 1891-1892. Т. 1-3; Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования. 1842-1892 г. Казань, 1892; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892). Казань, 1892; Цыпин В. А. История Русской православной церкви: синодальный и новейший периоды: (1700-2005). 2-е изд. М., 2006.

Протоиерей В. Цыпин.