Казанская икона Божией Матери

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из почитаемых на Руси икон.

Казанская Икона Божией МатериСогласно краткому (1579) и подробному (1594) вариантам «Сказания о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской», чудотворная икона была обретена в городе Казань 8.7.1579. После опустошительного пожара, случившегося в городе, девочке Матроне в сонном видении явилась икона Богородицы и указала ей место под сгоревшим родительским домом, где икона была зарыта. Богородица велела Матроне сообщить об этом архиепископу и воеводе, чтобы те обрели святую икону. Но на слова девочки не обратили внимания. После того как видение повторилось, Матрона и её мать при стечении народа сами выкопали из земли икону. Образ перенесли в находившуюся поблизости церковь Святого Николая Чудотворца, а затем в Благовещенский собор Казанского кремля. Икона получила название Казанской. В подробном варианте «Сказания...», автором которого считается митрополит Казанский святой Гермоген (будущий патриарх Московский и всея Руси), приведено 16 чудес от иконы.

Реклама

По повелению царя Ивана IV Васильевича на месте явления иконы был основан Богородицкий девичий монастырь, в котором впоследствии икона пребывала. В 1580-е годы в Казани были изданы «тетради» со службой явлению иконы, написанной святителем Гермогеном. К началу 20 века икона была украшена дорогим окладом с 18 крупными бриллиантами и 412 более мелкими драгоценными камнями, а также шитой жемчугом ризой с 479 бриллиантами, 100 алмазами и 1120 другими драгоценными камнями. В ночь на 29.6(12.7).1904 икона была похищена. По словам похитителя, она была им сожжена. Икона имела размер около 26,7х22,3 см. На фотографиях 2-й половины 19 века лики на ней неразличимы из-за тёмной олифы, а вся «доличная» часть закрыта окладом. Об облике явленной иконы можно судить по шитой пелене конца 16 века из казанского Богородицкого монастыря (Национальный музей Республики Татарстан) и некоторым ранним спискам иконы (в том числе из собраний С. Н. Воробьёва и Г. В. Лепса; Москва).

На иконе Богоматерь изображена оплечно, Богомладенец - прямолично (фронтально). Иконографически Казанская икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия», что отмечено уже в письменных источниках 16 века. Однако не имеющее аналогий сочетание оплечного варианта изображения Божией Матери и стоящего Младенца породило версии о том, что чудотворный образ первоначально был ростовым (возможно, Пресвятая Дева восседала на престоле, а Богомладенец стоял на Её коленях). Этот ростовой образ мог обгореть при пожаре и/или быть опиленным, что подтверждается некоторыми наблюдениями над иконографией списков с явленной иконы.

Казанская Икона Божией МатериЧудотворениями прославились многочисленные списки Казанской иконы Божией Матери, почитание которых отмечено в церковном календаре. Первым чудотворным списком с явленной иконы считается Казанский (Ярославский) образ (1588), который, согласно сказанию 17 века, был приобретён в Казани Герасимом Трофимовым из Тетюшей и принесён в город Романов. В 1610 году эта икона, уже прославленная чудотворениями, оказалась у ярославского купца Василия Лыткина. В честь иконы в Ярославле основали храм, а при нём - девичий монастырь. Икона, остававшаяся в Ярославле до 1920-х годов, утрачена, сохранилась рама с историей обретения и чудес от явленного образа и романово-ярославского списка (1690-е годы, иконописец Лаврентий Севастьянов, Ярославский художественный музей).

Летом 1611, по свидетельству Нового летописца, список с явленной иконы с казанским ополчением был принесён из Казани в Москву. Осенью того же года он пребывал в Ярославле, где прославился чудотворениями. Именно этот список находился во Втором ополчении 1611-12 во время освобождения Москвы и был поставлен в 1612 во Введенской церкви на Сретенке (Большой Лубянке), а затем в Казанском соборе на Красной площади, где пребывал до 1918; дальнейшая его судьба неизвестна. Список незначительно отличался по размерам от явленного образа (27,3х24,5 см). Списком с иконы московского Казанского собора является Казанская икона Божией Матери 17 века, находящаяся с 1945-46 годов в иконостасе Богоявленского собора в Елохове (Москва). Другой сохранившийся ранний список - Казанская икона Божией Матери начала 17 века (ГРМ), вклад в суздальский Покровский монастырь князя И. И. Шуйского по жене Марфе.

Одна из главных святынь Санкт-Петербурга с 1-й трети 18 века - список (увеличенный; примерно 58х53,5 см) Казанской иконы Божией Матери, выполненный по заказу царицы Прасковьи Фёдоровны (жены царя Ивана V Алексеевича). Первоначально он находился в церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне, с 1811 хранился в Казанском соборе, в годы советской власти - в Преображенском соборе. На списках с этой иконы живописными средствами воспроизводится оклад петербургской святыни.

Казанская Икона Божией МатериВ 17 веке явились также списки с иконы в Нижнем Ломове, в Тобольске, в Авнежской волости Вологодского уезда, в Бушневской волости Галичского уезда, а также, очевидно, в Солеварном городке, в 150 км от Уфы (икона получила название Табынской по крепости Табынск, заложенной в этой местности в 1698). Чудотворениями прославились списки в Вязниках (1624), Зарайске (1673), московском Вознесенском монастыре (1689; Музеи Московского Кремля), Нерехте (1702), Каргополе (1714), Пензе (1717), Арзамасе (1739), Вологде (1811) и др.

В 2004 году папа Римский Иоанн Павел II передал Русской православной церкви список иконы 18 века, который в 2005 был установлен в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря Казани, заменив собой святотатственно уничтоженный явленный чудотворный образ.

Общерусское празднование Казанской иконы Божией Матери 8(21) июля было установлено в 1595; празднование 22 октября (4 ноября), в день взятия русским ополчением под предводительством К. Минина и князя Д. М. Пожарского Китай-города в Москве в 1612, - в 1649 (в связи с рождением в этот день первенца царя Алексея Михайловича царевича Димитрия).

Лит.: Малов Е., священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь: история и современное его состояние. Казань, 1879; Гермоген, патриарх Московский. Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1880. №6. Отд. 3; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы русских икон Богоматери: Елецкая и Казанская // Н. П. Кондаков: Личность, научное наследие, архив. СПб., 2001; Поселянин Е. Богоматерь: описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Т. 2; Чугреева Н. Н. «Державная Заступница». Чудотворные иконы Богородицы Казанской в Смутное время: Ярославская и Московская // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2003. №1; она же. «Русская Одигитрия». Почитание иконы Богородицы Казанской в царствование Алексея Михайловича // Там же. 2004. №1.                 

И. Л. Бусева-Давыдова.