Казелла Альфредо

Казелла (Casella) АльфредоКАЗЕЛЛА (Casella) Альфредо (25.7.1883, Турин - 5.3.1947, Рим), итальянский композитор, пианист, дирижёр, музыковед, общественный деятель. В 1896-1902 годах учился в Парижской консерватории у Г. Форе (композиция), Л. Дьемера (фортепиано), К. Леру (теория музыки). Гастролировал как пианист во многих странах Европы (с 1907 неоднократно в России). В 1915-22 и с 1932 профессор по классу фортепиано в лицее (позднее в академии) «Санта-Чечилия» в Риме. В 1933 году (вместе с Д. Наполетано) основал Музыкальную академию в Неаполе. В 1917 вместе с Дж. Ф. Малипьеро, О. Респиги, М. Кастельнуово-Тедеско и другими итальянскими композиторами организовал Итальянское общество современной музыки (существовало до 1919), в концертах которого успешно выступал как дирижёр. В 1923 совместно с Малипьеро и композитором М. Лаброкой, при активной поддержке Г. Д’Аннунцио, основал Корпорацию новой музыки (с 1928 отделение Международного общества современной музыки). С 1930 один из художественных руководителей Международного фестиваля современной музыки в Венеции. С 1932 принимал участие в работе вновь созданной музыкальной  академии «Киджана» в Сиене (вёл мастер-класс для пианистов), в 1939 возглавил ежегодный музыкальный  фестиваль «Сиенская музыкальная неделя». До 1913 в музыке Казеллы прослеживается влияние Форе, русских композиторов 19 века (Симфония №1, 1906; оркестровка фортепианной фантазии «Исламей» М. А. Балакирева, 1907), Г. Малера (Симфония №2, 1909). В оркестровой рапсодии «Италия» (1909) использовал мелодический материал сицилийских и неаполитанских песен. В 1913-20 испытал влияние экспрессионизма (9 пьес для фортепианного ор. 24, 1914); одно из самых ярких сочинений этого периода - гротескная и насыщенная диссонансами Сонатина для фортепианного ор. 28 (1916). С середины 1920-х годов в сочинениях Казеллы заметны черты неоклассицизма и необарокко: «Скарлатина» для фортепиано и малого оркестра, «Римский концерт» для оркестра и органа, опера «Женщина-змея» (по К. Гоцци, Рим, 1932). Попав под влияние идей итальянского нацизма, в музыкальной  мистерии «Искушение в пустыне» («Il deserto tentato», Флоренция, 1937) в символической форме прославил абиссинскую военную кампанию Б. Муссолини.

Реклама

Автор монографий о И. Ф. Стравинском (1926), И. С. Бахе (1942), Л. ван Бетховене (1949), мемуаров (1941), исследования «Эволюция музыки сквозь призму истории совершенной каденции» (1924), учебника «Техника современного оркестра» (совместно с В. Мортари, 1950), многих статей.

С 1952 года в Неаполе проводится Международный конкурс пианистов имени А. Казеллы.

Лит.: Глебов И. [Асафьев Б. В.]. Казелла. Л., 1927; Cortese L. А. Casella. Genova, 1935; Mila М. La donna serpente di А. Casella. Mil., 1942; Caponigro М. А. Il carteggio А. Casella - D’Annunzio // Italianistica. 1972. Vol. 1. №2; Catalogo critico del Fondo А. Casella. Firenze, 1992. Vol. 1-3; А. Casella: gli anni di Parigi / А cura di R. Calabretto. Firenze, 1997.