Кэддо

КЭДДО (от кэдохадачо; каддо; самоназвания - хасинай, асинай), индейский народ на юго-востоке США (в основном на западе штата Оклахома). Численность 2,8 тысяч человек (2000, перепись; согласно данным Бюро по делам индейцев - около 4 тысяч человек, 2002). Говорят в основном на английском языке, около 50 человек (2000, перепись) - на языке каддо семьи каддоанских языков. Верующие - приверженцы Туземной американской церкви Северной Америки (пейотисты), протестанты.

Кэддо Предки кэддо связаны с культурой Плейнс-Виллидж (10-16 века). К началу контактов с европейцами (Э. де Сото, 1541) занимали территорию современного восточного Техаса, юго-восточной Оклахомы, южного Арканзаса и северной Луизианы. В конце 17 - начале 18 века разделялись на асинай (верховья рек Сабин, Тринити, Бразос, Нечес и Анджелина: племена айнай, устаревший - ини, иони; набедаче, намидаш, накачау, накао, накадоче, наконо, нечави, нече, анадарко, эйш, часть насони), кэдохадачо (район большой излучины реки Ред-Ривер: собственно кэдохадачо, нанатсохо, часть насони, часть ятаси) и натчиточе (нижнее течение Ред-Ривера: собственно натчиточе, дустиони, эдай, часть ятаси).

Реклама

Племя возглавлялось наследственным вождём (кахди) и советом старейшин (канаха); известны вожди-женщины. Существовали выборные военные вожди (амахойа). Племена каждой группы составляли конфедерацию, управляемую советом вождей и верховным жрецом (чинеси, шинеси). Члены конфедерации кэддо были связаны фиктивным родством (в дальнейшем кэддо пытались построить свои отношения с европейскими колонизаторами также на основе приёмного родства). Традиционная культура типична для индейцев Юго-Востока Северной Америки. Занимались земледелием (два сорта кукурузы, тыква, подсолнух, бобы, табак), собирательством, охотой (олень, кролик, водоплавающая птица, медведь, бизон), рыболовством. Зимой устраивали коллективную конную охоту на бизонов. Было развито гончарство и ткачество (из луба шелковицы, крапивы и др.). Торговали с другими племенами солью, сельскохозяйственными продуктами, луками из древесины маклюры (Maclura pomifera), впоследствии - лошадьми. Жилище - большая (диаметром до 18 м) круглая хижина с ульевидной крышей. Каждое племя имело главную деревню с храмом, вокруг которой группировались небольшие поселения. Делились на 10 матрилинейных, в основном эндогамных, тотемических родов, различавшихся по рангу; ранг рода зависел от силы его тотемного животного. Были распространены отношения подшучивания между кросскузенами и избегания между родителями супруга или супруги и супругами детей. Термины родства не употребляются без показателей принадлежности и делятся на референтивные и вокативные. В поколении эго и в поколении родителей господствует терминология родства бифуркативного типа с элементами генерационного скоса «кроу» и взаимными терминами между дедами и бабками и внуками и внучками. Сиблинги и ортокузены делятся по относительному полу и относительному возрасту. Верховное божество - Кахди Хайу (вождь небес). Почитался вечный огонь, сберегаемый в храмах и домашних очагах. У храмового огня жили особые жрецы (конисиси - небесные дети), видеть и говорить с которыми мог только чинеси; последние конисиси исчезли в 1720-х годах. Перед сбором урожая проводили обряд Новой кукурузы. В церемонии встречи гостей устраивали обряд калюмета. Существовали шаманы (кунах).

Кэддо Первая колония на территории кэддо основана в 1686 году французами (Р. Кавелье де ла Саль) на техасском побережье. В начале 18 века возникли французские торговые фактории. До 1773 среди кэддо действовали испанские миссии. Численность кэддо резко упала из-за эпидемий. С начала 19 века на их землях стали селиться белые колонисты. В 1854 году кэддо выселены в резервацию на реке Бразос, в 1859 переселены на запад Индейской территории. Во время Гражданской войны 1861-65 из-за постоянных набегов кайова и команчей кэддо были вынуждены уйти на север под контроль северян. Вернувшись на Индейскую территорию в 1872, получили резервацию вместе с уичита и делаварами. В 1890-х годах участвовали в движении Пляска духов. В 1902 резервация поделена на индивидуальные участки. В 1938 году организован племенной совет во главе с председателем. Современные кэддо занимаются сельским хозяйством. Специальные программы поддерживают традиционную культуру (язык, песни, танцы, церемонии).

Лит.: Dorsey G. А. Traditions of the Caddo. Wash., 1905; The Southern Caddo: an anthology / Ed. Н. F. Gregory. N. Y., 1986; Bolton Н. Е. The Hasinais: Southern Caddoans as seen by the earliest Europeans. Norman, 1987; Newkumet V. В., Meredith Н. L. Hasinai: а traditional history of the Caddo Confederacy. College Station, 1988; La Vere D. The Caddo chiefdoms: Caddo economies and politics, 700-1835. Lincoln, 1998; Rogers J. D., Sabo G. Caddo // Handbook of North American Indians. Wash., 2004. Vol. 14.

Г. Б. Борисов.