Кембриджская школа

КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА, группа экономистов, к которой принято относить учеников и последователей А. Маршалла, преподававшего в Кембриджском университете в 1868-77 и в 1885-1908 годах. Представители: А. Пигу, Дж. Н. Кейнс, Дж. М. Кейнс, Дж. В. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа и др. В 1903 усилиями Маршалла в Кембридже впервые в мире была введена специализация по экономическим и политическим наукам (ранее экономику преподавали в рамках специализации по «моральным наукам»). Большое значение для формирования школы имела книга Маршалла «Принципы экономической науки» (1890), систематизировавшая основные достижения «маржиналистской революции» в экономической науке.

В отличие от лозаннской школы (М. Э. Л. Вальрас, В. Парето), представители Кембриджской школы пользовались методом не общего, а частичного равновесия. Для того, чтобы применить экономический анализ, следовало первоначально выделить отдельные рынки, отрасли или районы. При анализе рынков в сферу рассмотрения всякий раз входил рынок одного блага и рынки, непосредственно с ним связанные: заменяющих (субститутов) и дополняющих (комплементарных) благ. Состояние всех других рынков принимали за прочие равные (ceteris paribus) и абстрагировались от него. По мнению А. Маршалла и его последователей, это делало экономический анализ более практичным, хотя и менее строгим. Школу отличала установка на полезность экономического анализа для потенциальных потребителей: правительств, фирм, профсоюзов. Проповедовался методологический плюрализм - метод исследования определялся исходя из особенностей предмета, индукция и дедукция были равно допустимы и необходимы. Для Кембриджской школы характерна также умеренно левая, реформистская позиция в области экономической и социальной политики.

Реклама

Основным объектом изучения Кембриджской школы вначале являлась экономика фирм и отраслей промышленности: проблемы экономии на масштабах, несовершенной конкуренции, жизненного цикла фирм. Большое значение имела книга Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» (1933). В дальнейшем определяющее влияние на кембриджских экономистов оказывал Дж. М. Кейнс и его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а позднее - направление, получившее название посткейнсианства. В этот период в центре внимания наследников Кембриджской школы оказались макроэкономические проблемы. При этом посткейнсианские макроэкономические модели Н. Калдора, Робинсон и других экономистов отличались от неоклассических (например, модель Р. Солоу) меньшим уровнем абстракции, стремлением выделить доходы разных общественных классов (прибыль и заработную плату), различные виды капитала.

По поводу трактовки капитала в производственных функциях в 1950-60-х годах разгорелся известный в истории экономической мысли «спор между двумя Кембриджами». Представителям английского Кембриджа Дж. Робинсон и Н. Калдору в этом споре противостояли экономисты из американского Кембриджа (штат Массачусетс), представлявшие Массачусетский технологический институт, в первую очередь П. Самюэлсон. Представители английского Кембриджа доказывали, что определение совокупной величины капитала, входящей в производственную функцию, в физических величинах невозможно ввиду его разнородности и теоретически ущербно.

Лит.: История экономических учений / Под редакцией В. С. Автономова и др. М., 2000. Гл. 15, 31; The Elgar Companion to А. Marshall / Ed. by Т. Raffaelli а. остров Cheltenham, 2006.

В. С. Автономов.