Кэмпион Томас
КЭМПИОН (Campion, Campian) Томас (12.2.1567, Лондон - 1.3.1620, там же), английский поэт, композитор, теоретик музыки и литературы. Учился в Питерхаус-колледже Кембриджского университета (1581-1584); в 1586-95? изучал право в Лондоне. Позднее, вероятно, учился медицине во Франции; с 1606 имел в Лондоне частную врачебную практику. Первые публикации стихов относятся к 1591 году. В 1595 вышло собрание латинских эпиграмм «Poemata». Известность Кэмпиону принесли 5 книг «арий» (ayres) - небольших (сам Кэмпион сравнивал их с эпиграммами) песен для голоса в сопровождении лютни и басовой виолы (1601-18), к которым Кэмпион написал и текст, и музыку (в сочинении 1-й книги участвовал композитор Ф. Россетер). В 1602 году опубликовал трактат «Замечания об искусстве английской поэзии» («Observations in the art of english poesie»), где, в духе ренессансных представлений, сблизил поэзию и музыку как искусства, имеющие общую основу в числовой гармонии мироздания; ратовал за применение античной квантитативной метрики в английском стихосложении. В музыковедческом трактате «Новый способ сочинять четырёхголосный контрапункт» («А new way of making fowre parts in counterpoint», 1614?) теоретические рассуждения (в том числе указание на определяющую роль баса в многоголосном целом, предвосхитившее учение о фундаментальном басе Ж. Ф. Рамо) соседствуют с поэтической метафорикой (уподобление голосов стихиям: бас - земля, тенор - вода, альт - воздух, дискант - огонь). Кэмпион участвовал также в создании масок, исполнявшихся при дворе: «Маска лорда» («The lord’s masque», 1613), написанная по случаю бракосочетания дочери Якова I Стюарта Елизаветы и курфюрста Пфальцского Фридриха V, и др.
Соч.: Works / Ed. by W. R. Davis. L., 1969.
Лит.: Ratcliffe S. Campion: on song. Boston; L., 1981; Lindley D. Т. Campion. Brill, 1986.
В. Н. Забалуев, А. Е. Махов.