Кентавры

КЕНТАВРЫ (Кένταυροι), в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитавшие в горах и лесных чащах. У своих соседей лапифов кентавры пытались похитить для себя жён (битва кентавров с лапифами - кентавромахия). Среди кентавров особое место занимают Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры («липа»), и Фол, сын Селена и нимфы Мелии («ясеневая»). После того как кентавров победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял кентавров под своё покровительство. В более поздних (героических) мифах кентавры - воспитатели героев - Ясона, Ахилла и др. Все кентавры, кроме Хирона, смертны, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесённой ему Гераклом, жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.

Кентавры Иконография. Наиболее ранние изображения кентавров встречаются в древнегреческом искусстве геометрического стиля (бронзовая статуэтка «Человек и кентавр», середина 8 века до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В эпохи архаики и классики были популярны сцены кентавромахии: рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии (468-456, Археологический музей, Олимпия), южные метопы Парфенона (447-432, Британский музей, Лондон), фриз храма Аполлона в Бассах (400-е годы до нашей эры), произведения вазописи и мелкой пластики. Кентавр Несс изображается в сцене «Похищение Деяниры», мудрый кентавр Хирон - в сюжете «Воспитание Ахилла», вместе с сатирами и вакханками кентавры могут присутствовать в свите бога Диониса.

Реклама

В средневековом искусстве образ кентавра в качестве обозначения созвездия Стрельца появляется в книжной миниатюре (арабский и европейский космологический трактаты), в романской скульптуре (рельефы баптистерия в Парме, 1196-98; рельефы бронзовых дверей собора в Аугсбурге, начало 11 века). Кентавры, упомянутые в одной из песен «Ада» «Божественной комедии» Данте, в позднесредневековом искусстве начинают восприниматься в качестве демонов: рогатый кентавр олицетворяет собой грех самонадеянности в «Аллегории Послушания» (Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи, 1280-е годы); кентавры изображаются среди других обитателей ада во фреске Нардо ди Чоне в капелле Строцци церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1350-е годы).

Начиная с эпохи Возрождения, кентавры появляются в живописи и рельефах мифологических жанров (картина «Паллада и кентавр» С. Боттичелли, около 1483, галерея Уффици, Флоренция; рельеф «Битва кентавров» Микеланджело, около 1492, Каса Буонарроти, Флоренция). «Кентавромахию» изображали Пьеро ди Козимо, Я. Бассано, Ш. Лебрен, А. Бёклин и др.; «Похищение Деяниры» - А. дель Поллайоло, П. Веронезе, Б. Шпрангер, Г. Рени, П. П. Рубенс, Н. Пуссен, А. Канова и др. В пейзажной живописи 18 века кентавры играют роль стаффажных фигур. Изображения кентавров в Новейшее время встречаются у О. Родена, П. Пикассо, Л. Коринта, Ф. фон Штука и др.