Кеты

КЕТЫ (самоназвание - кет, кето - человек, множественное число денг - народ; устаревший - остяки, енисейские остяки, енисейцы, азиатцы), народ в России. Живут по среднему и нижнему Енисею (посёлки Ворогово, Сумароково, Бахта, Верхнеимбатск, Канготово, Верещагино, Бакланиха, Туруханск, Горошиха) и его притокам - рекам Елогуй (с центром в посёлок Келлог), Турухан (пос. Фарково), Курейка (посёлки Серково и Мундуйка на озере Мундуйское), в низовьях реки Сургутиха (пос. Сургутиха) в Туруханском районе Красноярского края; река Подкаменная Тунгуска (посёлки Суломай, Байкит и Полигус) на юго-востоке Эвенкийского района (до 2007 - автономный округ), а также в Енисейском (пос. Ярцево) и Игарском районах Красноярского края. К кетам иногда ошибочно причисляли кетских (по реке Кеть) и сымских (по реке Сым) селькупов. Численность 1,5 тысячи человек, в том числе в Красноярском крае 1,2 тысячи человек, Эвенкийском районе 211 человек (2002, перепись); около половины живут в городах (Красноярск, Енисейск, Игарка, Норильск, Светлогорск и др.). Говорят в основном по-русски, часть сохраняет кетский язык. Официально с 17 века были православными, с конца 20 века распространяется протестантство.

Реклама

Кеты - самый северный из народов, говоривших на енисейских языках. Их раннюю историю связывают с культурами бронзового века (2-е тысячелетие до нашей эры) горно-таёжной зоны в междуречье верховьев Оби и Енисея (в том числе с комплексом Самусь 4 - смотри в статье Самусьская культура). В начале нашей эры входили в зону гуннского и тюркского влияния. Предки собственно кетов жили в основном в Кузнецко-Минусинской котловине. Возможны их контакты с тюрками и южными самодийцами. В период тюркской экспансии (9-13 века) кеты продвинулись из Саяно-Алтая по Иртышу через Обь в Васюганье, на Тым, Сым, в верховья Елогуя; по Томи - через Обь и Кеть в левобережье Енисея. Остальные енисейскоязычные группы к середине 19 века вошли в состав хакасов, тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

Контакты с русскими с начала 17 века. Кеты проживали в Мангазейском (северные, или инбатские, кеты, включавшие группы: инбаки - в низовьях рек Верхний Имбак и Елогуй; богденцы - в низовьях реки Бахта; земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски) и Енисейском (южные кеты: закаменные остяки - по рекам Дубчес и Сым; дюканы, или юги, - в низовьях рек Сым и Кае; кузнецкие кеты - в районе Енисейского острога, современный Енисейск, и др.) уездах. В 18 веке мигрировали вниз по Енисею до рек Турухан и Курейка, образовались смешанные (в том числе кетско-селькупские) территориальные группы: шайхинская (подкаменнотунгусская), бахтинская, елогуйская, фиганская, кангатовская, нижнеинбатская, туруханская, курейская. Термин «кеты» утвердился с 1920-х годах. По переписи 1926 года насчитывали 1,4 тысяч человек. В середине 20 века возникли национальные посёлки: Суломай, Келлог, Сургутиха, Пакулиха, Серково.

Кеты Традиционная культура типична для народов таёжной зоны Западной Сибири (смотри раздел Народы и языки в томе «Россия»). Занимались рыболовством, охотой и собирательством; с приходом русских основным занятием стал пушной, у кетов, живших по реке Курейка, - рыболовный промысел. Кетские (так называемые остяцкие) сложные луки (кыт) были предметом обмена по всему Енисейскому Северу; огнестрельное оружие появилось в 19 веке. Каждая патронимия имела свои охотничьи угодья («дорога», или канг). Осенью и до середины зимы жили в землянках (бангусь). В январе мужчины охотились в тайге («малая ходьба»), середину зимы пережидали в стойбище. В январе всей семьёй покидали стойбище и охотились, двигаясь по «дороге» («большая ходьба»), летом объединялись в стойбища на рыболовных угодьях по рекам, охотились на водоплавающую дичь. Жилищем во время зимнего охотничьего и летнего рыболовного промыслов служил чум (кусь); жерди кетского чума на высоте около 1,5 м скреплялись обручем (теп), опорные шесты соединялись с помощью развилки. Лыжи (асьленг), подшитые камусом, эвенкийского типа. Охотники использовали ручную нарту (суль) и волокушу из лосиной шкуры. Держали небольшое количество оленей (более всего оленеводство было развито у левобережных и курейских кетов; у подкаменнотунгусских кетов, напротив, отсутствовало). Летом олени свободно паслись в тайге. У ненцев и энцев переняли нарты, у эвенков - верховую езду. Существует гипотеза о саянских корнях оленеводства у кетов. По рекам передвигались на долблёных (ветка, дыльти), дощатых и крытых (илимка, асель) лодках, которые тянули, идя по берегу, люди и собаки. Нижняя одежда - рубаха (сойат) с прямыми поликами, ластовицами, вшивными рукавами с манжетами, прямым разрезом и стоячим воротником; у женских рубах длинный, слегка присборенный подол из ткани другой расцветки (с конца 19 века женская рубаха носилась как платье) и штаны (аленг). Верхняя одежда енисейского типа (с боковыми сгибами, швами на плечах, вшивными рукавами и запахом налево): зимняя - меховая парка (кат), летняя - из сукна (котлям) и ровдуги (хэлтам) или стёганая на меховой подкладке (бесям). Названия деталей кетской одежды и особенности покроя сближают её с одеждой скотоводов-кочевников (качинцы, тувинцы). Женщины подпоясывались длинными (до 3 м) и широкими (до 20 см) поясами (кут) из красной или тёмно-синей ткани, обёртывая их несколько раз (сходные пояса известны у таёжных хакасов, северных алтайцев). У оленных кетов была известна также глухая одежда - малица и сокуй приуральского типа. Мужчины и девушки заплетали волосы в одну косу, в неё вплетали ровдужные полоски с тремя бусинными подвесками (думсьут), замужние женщины - в две косы, вплетая в них концы затылочного украшения (тыданг) из ровдуги, расшитой бисером и подшейным волосом оленя. Развиты резьба по дереву (характерны курительные трубки с зооморфным скульптурным чубуком), бересте, кости, роспись по дереву, коже и бересте, аппликация по ткани, вышивка оленьим волосом и бисером. Для орнамента характерен вильчатый мотив.

Кеты Потомки инбаков составляли экзогамную половину (хуготпыль) Кэнтан (с подразделением Ольгыт), потомки богденцев и земшаков - половину Богдэйгет (с подразделением Конан), объединявшие патронимии (бисьниминг). Был распространён авункулат, практиковались матрилатеральные кросскузенные браки, брачный выкуп (кит). Система терминов родства характеризуется сочетанием описательных конструкций, генерационности, линейности, генерационного скоса типа «омаха» и скользящего счёта поколений (старший брат и старшая сестра отождествляются со старшими кузенами по отцовской линии, а также с младшим братом отца и младшей сестрой отца - по-видимому, под селькупским влиянием). Сиблинги называются общим термином с добавлением показателей относительного возраста, хотя отношения по относительному возрасту не получили такого развития, как в соседних уральских и алтайских системах родства.

Кеты поклонялись верховному небесному божеству Есь; его бывшая жена Хоседам олицетворяла злое начало, была хозяйкой подземного мира. Почитали хозяина зверей Кайгусь, хозяйку родового святилища, Холай, женских духов-хранителей очага («старухи» аллэл), изображения которых в виде деревянных кукол в меховой одежде наследовались родственниками. Верили во вредоносных духов (Дотэт, Литысь, Кэлбэсам) и т.д. Покойника хоронили головой на восток, у могилы оставляли его одежду, сломанные нарты, лук, ружьё в повреждённом виде, иногда убивали его собак или оленя. Были известны воздушные погребения (шаманские), в древесных пнях (детские). По случаю охоты на медведя устраивали медвежий праздник; в образе медведя принимали явившегося к ним в гости умершего родственника. Шаманство кетов отличают развитые представления о даре (кут), передающемся среди сородичей, семикратном цикле (по три года) становления шамана. Шаманы (сенинг) во время камлания принимали образ оленя, стрекозы, медведя и др., надевали особую парку, нагрудник и железный головной убор (у шамана-оленя - с рогами), использовали бубен (хась) саяноенисейского варианта южносибирского типа и посох (тауксь). Сохранялась память о легендарном (первом, великом) шамане Доге. Существовали также враждебные шаманам прорицатели и знахари (бангос), чаще женщины.

Кеты Устное творчество включало мифы и тексты мифологического происхождения, героические и исторические предания, сказки (фантастические, бытовые, о животных и т.д.), рассказы и легенды, загадки. Мифоэпическая традиция (аськет) представлена поющимися либо чередующими речь и пение повествованиями (в том числе о человеке-птице Пикуля; у курейских кетов сюжет «Пикуля» существовал также в виде детской сказки и колыбельной). Известны мифы о сотворении мира, эпического сказания о трёх братьях - Бальнэ, Белегэне и Торэте. Для шаманской традиции характерны: личные песни шамана; непременно участвовавший в камланиях помощник шамана вторил ему во время призывания духов, за которыми были закреплены индивидуальные мелодии. Для шаманских напевов-формул обычны 3-5-ступенные узкообъёмные звукоряды, ангемитонная пентатоника, сочетание разных типов интонирования, тембровые контрасты. Шаманы могли выступать также в качестве сказителей. Основу песенной традиции (иль) составляют личные песни (у одного человека их могло быть до 6 и более), основанные на 4-ступенном диатоническом звукоряде с субквартой, полной и неполной ангемитонной пентатонике, различных 7-ступенных звукорядах. Для приветственного пения характерны начальный возглас и непрерывное глиссандирование, возможна также специфическая высотная и громкостная вибрация. Инструментальная музыка представлена главным образом наигрышами на пластинчатом варгане. В прошлом были известны музыкальный лук и смычковый лютневидный инструмент. Сказки [о животных, о Хозяине зверей Кайгусе, магические сказки (усесь аськет) и др.] можно было рассказывать только по окончании осенней охоты, в середине зимы.

Современные кеты занимаются в основном пушной охотой, огородничеством и рыболовством; сформировалась интеллигенция. Предпринимаются попытки по сохранению

традиционной культуры. С 1995 года существует Ассоциация коренных малочисленных народов Туруханского севера, этнокультурный центр с музеем в Туруханске, с 2004 - Красноярская региональная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Ассоциация кетов».

Лит.: Долгих Б. О. Кеты. Иркутск, 1934; Алексеенко Е. А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1967; Кетский сборник. М., 1969. Вып. 2: Мифология, этнография, тексты; Айзенштадт А. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982. Вып. 1; Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика. Л., 1982; Николаев Р. В. Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск, 1985; Дорожкова Т. Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири. Новосиб., 1997. Т. 1. Кн. 1; Кривоногов В. П. Кеты на пороге III тысячелетия. Красноярск, 1998; Мифы, предания, сказки кетов / Сост., предисл. и прим. Е. А. Алексеенко. М., 2001; Народы Западной Сибири. М., 2005.

Е. А. Алексеенко; Г. В. Дзибель (система терминов родства), Н. М. Кондратьева (устное творчество).