Кейрецу

КЕЙРЕЦУ (кэйрэцу), господствующая форма предпринимательских объединений в экономике Японии со 2-й половины 20 века. Представляет собой систему, в которой каждая компания владеет небольшой долей собственности во всех других компаниях группы. Кейрецу - альянс фирм, когда ни одну из компаний нельзя считать вышестоящей; такая ситуация получила название этархии (hetarchy). Изобретение кейрецу традиционно приписывают японцам, но на самом деле эта система - американское изобретение и впервые была применена в 1910 году У. Дюрантом в автомобильной промышленности. Он создал «General Motors», скупая мелкие, но преуспевающие автомобильные производства (в частности, «Buick»), и объединил их в одну большую компанию. Несколько лет спустя Дюрант включил в корпорацию и ключевых поставщиков. В 1920 он приобрёл «Fisher Body» - самого крупного в стране производителя корпусов автомобилей. В результате этих приобретений «General Motors» стала самостоятельно производить 70% всех комплектующих, превратившись в крупнейшее на тот момент производственное объединение. Принцип организации этого производства, представлявший собой прототип кейрецу, обеспечил на тридцать с лишним лет «General Motors» 30%-ное преимущество перед конкурентами, включая «Ford» и «Chrysler».

Реклама

Формирование кейрецу стало следствием корпоративной реорганизации японского бизнеса, обусловленной принятым в 1947 году антимонопольным законодательством и структурными сдвигами в период последующего быстрого экономического роста. Роспуск дзайбацу ставил целью вывести японскую экономику из-под контроля старых семейных кланов; однако изъятый у них акционерный капитал стал концентрироваться в руках юридических лиц, практиковавших «перекрёстное» владение пакетами акций под контролем высшего менеджмента. В результате сложилась система многоуровневых интеграций с восстановлением «большой шестёрки» в виде новых финансово-промышленных групп - сюданов, или «горизонтальных» кейрецу, с головными банками как основными кредиторами аффилированных (от французского affilier - принимать в члены, присоединять) компаний и опосредованием большинства межфирменных сделок универсальными торговыми фирмами. Заново консолидировались «Sumitomo» (к 1951), «Mitsubishi» (к 1954) и «Mitsui» (к 1961), к ним присоединились «Fuyo» (1966), «Sanwa» (1967) и «Dai-ichi Kangin» (1978). Взаимное владение пакетами акций, недостаточными для контроля одним членом группы других, предопределило зависимость каждой входящей в группу промышленной компании от всех остальных участников, что позволяло проводить внутри группы единую политику, скоординированную клубом высших менеджеров. Кейрецу другого типа - «вертикальные» - складывались в какой-либо одной или смежных отраслях вокруг ведущих компаний («Toyota Motor» и «Nissan Motor» в автомобилестроении, «Nippon Steel» в чёрной металлургии, «Matsushita Denki», «Toshiba», «Hitachi» в электротехнике и электронике), выстраивавших организационную пирамиду привлечением предприятий-субподрядчиков разных уровней. На основе широкого развития субподрядных отношений кейрецу включали в себя не только дочерние и партнёрские фирмы, но и многочисленные мелкие предприятия, в капитале которых могло вообще не быть акций, принадлежащих материнской компании. Например, в группе «Toyota Jidosha» число фирм-субподрядчиков 1-го уровня в середине 1980-х годов составило 170, 2-го уровня - около 5,5 тысяч и 3-го уровня - около 42 тысяч; большинство их было вовлечено в канбан систему. Стратегия «обеспечения постоянства акционеров», мобилизация капитала на коллективной основе посредством банка группы при независимости от внешних инвесторов, долгосрочная ориентация на инвестиции в промышленность и организация субподрядных работ обеспечили японским фирмам в 1960-80-е годы высокую конкурентоспособность на мировых рынках. В таких восходящих отраслях национальной экономики, как автомобилестроение, вертикальное группирование фирм в кейрецу блокировало проникновение иностранного капитала, что вызывало недовольство западных стран кейрецу как «нетарифными барьерами». Дополнительные конкурентные преимущества «вертикальным» кейрецу обеспечил «вынос» сборочных производств за пределы материнских компаний: углубление функциональной специализации с перепоручением предприятиям-субподрядчикам до 70% изготовления деталей и узлов; дешёвая рабочая сила на предприятиях-субподрядчиках; упрощение решения многих вопросов, связанных с качеством продукции; предотвращение разбухания организационной структуры материнской компании; разделение бремени риска и повышение адаптивности к колебаниям конъюнктуры. В 1980-90-е годы процессы диверсификации и интернационализации хозяйственной деятельности крупных компаний привели к некоторому «размыванию» структур кейрецу (сокращение базы субподрядных работ в Японии в связи с переносом значительной части обрабатывающей промышленности за границу; либерализация международных рынков капиталов), вплоть до фактического развала в отдельных случаях (слияние «Nissan» с «Reno»). «Toyota Jidosha» в этой ситуации, привлекая возможно большее число субподрядчиков к заграничной деятельности ведущей фирмы, стала примером проведения новой стратегии укрепления вертикали кейрецу в условиях глобализации.

Лит.: Окумура Х. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986; Johnson Н. J. The banking keiretsu. Chi., 1993; Лебедева И. П. Японские корпорации: стратегия развития. М., 1995; Кузнецова Н. В. Финансово-промышленные группы японского типа // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1.

Г. Д. Гловели.