Кинхольц Эдвард

КИНХОЛЬЦ (Kienholz) Эдвард (23.10.1927, Фэрфилд, штат Вашингтон - 10.6.1994, Хоп, штат Айдахо), американский скульптор. Профессионального образования не получил. Начинал творческую деятельность в Лос-Анджелесе, где открыл авангардные галереи «Now» (1956) и «Ferus» (1957). С 1954 создавал раскрашенные деревянные рельефы, выполненные в брутальной манере. К началу 1960-х годов перешёл к пространственным композициям с человеческими фигурами в натуральную величину и разнообразными объектами, став одним из ведущих мастеров энвайронмента (наряду с К. Олденбургом). Работы Кинхольца (художник называл их «картинами»), в которых мотивы смерти, разложения, кошмарных видений сопряжены с предметным миром, близки инсталляциям сюрреалистов 1930-х годов. Страшные призраки часто мыслятся Кинхольцом как воплощения социального зла: огромная инсталляция на тему борделя «Roxy’s» (1961, частное собрание), «Государственный госпиталь» (1966, Музей современного искусства, Стокгольм), воссоздающий атмосферу больницы для душевнобольных. С 1972 работал вместе со своей женой Нэнси Реддин-Кинхольц (родилась в 1943), часто посещал Берлин. В Германии появились «картины», явившиеся откликом на ужасы нацизма («Лестница», 1976, Национальная галерея, Берлин), а также цикл работ по мотивам тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера.

Кинхольц (Kienholz) Эдвард

Лит.: Е. Kienholz (Cat.). Los Ang., 1966; Е. Kienholz. 11 + 11 tableaux (Cat.). Stockh., 1970; Е. Kienholz: tableaux, 1961-1979 (Cat.). Dublin, 1981; Kienholz 1980’s (Kat.). Düsseldorf, 1989; Е. Kienholz, N. Kienholz. The hoerengracht. N. Y., 2002.                       

В. А. Крючкова.