Кирилл Александрийский

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Кύριλλος ό ‘Аλεξάνδρειάς) (между 375 и 380, возможно, Феодотион, восточнее Александрии, Северный Египет - 444, Александрия), архиепископ Александрийский, богослов, христианский святой.

Кирилл АлександрийскийПлемянник и воспитанник архиепископа Александрийского Феофила; в юном возрасте, возможно, принимал участие в качестве его секретаря в соборе 403, незаконно осудившем архиепископа Константинопольского святого Иоанна Златоуста. Получил классическое и богословское образование, прекрасно знал Священное Писание и сочинения отцов Церкви. В юности около 5 лет провёл в монастырях Нитрийской пустыни под Александрией. После смерти архиепископа Феофила в октябре 412 возведён на Александрийскую кафедру. Обладая резким и решительным характером, Кирилл Александрийский вступал в конфликты с наместником Египта Орестом, принимал жёсткие меры против инакомыслящих (после антихристианского восстания иудеев выселил их из города; по распространённой, но недоказанной версии, подозревался в подстрекании толпы религиозных фанатиков, убивших известную представительницу философии позднего неоплатонизма Гипатию). Установив в конце 410-х годов поминовение в Александрийской церкви святителя Иоанна Златоуста, Кирилл Александрийский тем самым окончательно восстановил прерванное с 406 общение между  восточной и западной церквами (Римская церковь не признавала низложения Иоанна Златоуста).

Реклама

С 429 Кирилл Александрийский вёл богословскую полемику против ереси архиепископа Константинопольского Нестория, который отвергал тесное природное единство божества и человечества во Христе, придавал особую самостоятельность Его человеческой природе, видел во Христе «двух сынов», или две ипостаси, отказывался тем самым почитать Деву Марию как Богородицу и признавал Её лишь «христородицей» или «человекородицей» (смотри Несторианство). В 3-е послание Кирилла Александрийского к Несторию вошли так называемые 12 глав, в которых Кирилл Александрийский анафематствовал архиепископа Константинопольского. На стороне Кирилла Александрийского выступил папа Римский Целестин I. Созванный императором Феодосием II в 431 в Эфесе III Вселенский собор (смотри Вселенские соборы) во главе с Кириллом Александрийским осудил и низложил Нестория. Однако многие «восточные» епископы, симпатизировавшие Несторию, увидели в некоторых формулировках Кирилла Александрийского скрытое аполлинарианство и отказались принять решения собора. В 433 Кирилл Александрийский подписал с «восточными» так называемую формулу согласия, в которой была скорректирована его богословская терминология, способная вызвать подозрения в аполлинарианстве и монофизитстве.

Кирилл Александрийский - автор многочисленных сочинений: экзегетических (Комментарии на Евангелия от Иоанна, от Луки, на книги пророков Исайи, Осии, Ионы; «О поклонении и служении в духе и истине» и др.), догматико-полемических (« Сокровище о Святой и единосущной Троице», «Против хулений Нестория», «12 глав», «Диалог о Вочеловечении Единородного», «О правой вере к императору Феодосию» и др.), апологетического («Против Юлиана Отступника»), гомилетических (проповеди) и эпистолярных (Пасхальные послания и письма).

С именем Кирилла Александрийского в истории Церкви связано начало эпохи христологических споров (смотри Христология) 5-7 века между православными, несторианами и монофизитами. Его богословие, центральным положением которого является учение о «единой воплощённой природе Бога Слова», легло в основу учения о Лице Христа в православной и монофизитской доктринах. Выражение «единая воплощённая природа Бога Слова», заимствованное, по убеждению Кирилла Александрийского, у святителя Афанасия Великого, в противоположность несторианскому учению о «двух сынах» утверждало теснейшее соединение двух природ во Христе - божества и человечества. Однако это и некоторые другие выражения Кирилла Александрийского нашли неверную трактовку у его «строгих» последователей, которые пришли к выводу о единственности природы Христа и откололись от Церкви после IV Вселенского собора (451) (Исповедующих единственную природу Христа впоследствии стали называть монофизитами.) Участники IV Вселенского собора, провозгласив учение о двух природах Христа, соединённых в одном Лице и в одной Ипостаси, признали его «верой Кирилла». В 6-7 веках в богословии защитников учения IV Вселенского собора термин «воплощённая» стал пониматься как указание на человеческую природу Христа. Важнейшим аспектом христологии Кирилла Александрийского является акцент на единстве Лица Христа и тождественности субъекта «двух рождений» Сына Божия: предвечного рождения от Отца и домостроительного (ради спасения человеческого рода) - от Пресвятой Богородицы.

Кирилл Александрийский оказал мощное влияние на всё последующее христианское богословие. В православной традиции в 7 веке он получил именование «печати отцов», в католической в 1882 - учителя Церкви (doctor Ecclesiae). Дни памяти Кирилла Александрийского по календарю Русской православной церкви - 18(31) января и 9(22) июня, Римско-католической церкви - 9 февраля и 27 июня, Коптской церкви - 11 июня; почитается также в Эфиопской, Сиро-яковитской, Армянской церквах.

Соч.: Migne PG. Т. 68-77; Sources chrétiennes. Т. 97, 231, 237, 246, 322, 372, 392, 434; Творения. М., 1880-1912. Ч. 1-15; Творения. М., 2000-2002. Кн. 1-3.

Лит.: Тихон [Лященко Т. И.]. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский: его жизнь и деятельность. К., 1913; Флоровский Г. В. Восточные отцы V-VIII вв. Париж, 1933. М., 1992; Kerrigan А. St. Cyril of Alexandria, interpreter of the Old Testament. Roma, 1952; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 3; Тьерри А. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997; Сидоров А. И. Святой Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное учение и творения // Кирилл Александрийский. Творения. М., 2000. Кн. 1.

П. К. Доброцветов.