Кирилл Иерусалимский

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (Кύριλλος о ‘Иεροσολύμων) (около 315, Иерусалим - около 386, там же), епископ Иерусалимский, богослов, христианский святой.

В юности принял монашество; ему покровительствовал предстоятель Иерусалимской церкви епископ Макарий I, преемником которого, епископом Максимом, в 342 году Кирилл был рукоположен в пресвитеры. После смерти епископа Максима (348) при участии арианских (смотри Арианство) иерархов, в частности Акакия Кесарийского, в 350 он был избран епископом Иерусалима. В ходе борьбы за первенство между кафедрами Кесарии Палестинской и Иерусалима Кирилла Иерусалимского трижды смещали с кафедры и ссылали, при этом противниками его оказывались ариане. Однако каждый раз сосланный находил пристанище в церковной общине города Тарс, после чего возвращался в Иерусалим. Кирилл Иерусалимский оказал сопротивление инициативе императора Юлиана Отступника восстановить Иерусалимский храм ради ослабления христианства. Принимал активное участие во II Вселенском соборе (381; смотри Вселенские соборы), заняв на нём ключевое положение после смерти председателя собора Мелетия Антиохийского и удаления его преемника Григория Богослова.

Реклама

Особую известность Кириллу Иерусалимскому принёс цикл сочинений «Поучения (гомилии) огласительные и тайноводственные», созданный им ещё в пресвитерском сане (347-348). Имеющий цель катехизации новообращённых цикл состоит из одной «предогласительной», 18 «огласительных» и 5 «тайноводственных» проповедей. В «огласительных» гомилиях - для готовящихся принять крещение - последовательно раскрываются основы христианской веры и церковной жизни. «Тайноводственные» гомилии, принадлежность которых Кириллу Иерусалимскому оспаривается некоторыми исследователями, адресованы тем, кто, недавно крестившись, вступает в сакраментальную жизнь Церкви. Известно также письмо Кирилла Иерусалимского к императору Констанцию II, в котором он извещал о явлении в небе над Иерусалимом 7 мая 351 крестного знамения, а также ряд других небольших сочинений.

Богословское наследие Кирилла Иерусалимского всегда пользовалось высоким авторитетом как на Востоке, так и на Западе христианского мира. Так, в 1882 году папа Римский Лев XIII провозгласил его учителем Церкви (doctor Ecclesiae). Дни памяти по календарям Русской православной церкви и греческой Церквей - 18(31) марта, по календарю Римско-католической церкви - 18 марта.

Соч.: Migne PG. Т. 33. Col. 331-1182; Sources chrétiennes. Т. 126; Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900. М., 1991; Mystagogicae catecheses / Hrsg. G. Röwekamp. Freiburg im Breisgau; N. Y., 1992.

Лит.: Bachelet le Х. St. Cyrille, évêque de Jérusalem // Dictionnaire de théologie catholique. Р., 1908. Т. 3. Col. 2527-2577; Telfer W. Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa. Phil., 1955; Bardy G. Cyrille de Jérusalem // Dictionnaire d’histoire et de geographie ecclésiastique. Р., 1956. Т. 13. Col. 1181-1185; Yarnold Е. J. Cyrillus von Jerusalem // Theologische Realenzyklopädie. В., 1981. Bd 8. S. 261-266; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 3. Р. 362-377; Mazza Е. Mistagogia: una teologia della liturgia in epoca patristica. Roma, 1988; Hanson R. Р. С. The search for the Christian doctrine of God: the Arian controversy, 318-381. Grand Rapids, 2005.

П. Б. Михайлов.