Кирилл Лукарис

КИРИЛЛ ЛУКАРИС (греческий - Кύριλλος ό Λούκαρις; мирское имя Константин) (13.11.1570 или 1572, Кандия, остров Крит - 1638, близ Сан-Стефано, к западу от Константинополя), патриарх Александрийский (1601-20), затем Константинопольский (1620-23, 1623-33, 1633-34, 1634-35, 1637-38).

Родился в греческой семье, проживавшей на Крите. В 12-летнем возрасте был отдан в школу при греческой церкви в Венеции; через 4 года вернулся на Крит. В 1589 году зачислен в Падуанский университет, окончил в 1592. В университете изучал диалектику, метафизику, этику, древнегреческий, латинский и итальянский языки. С одобрения патриарха Александрийского Мелетия Пигаса (дяди Кирилла Лукариса) в конце 1595 Константин принял монашеский постриг с именем Кирилла и диаконскую и иерейскую хиротонии. В 1596-1598 и в 1601 представлял патриарха Мелетия в Польше в связи с заключением Брестской унии 1596. Жёсткие меры против представителей православного духовенства, отказавшихся примкнуть к униатской церкви, вызвали переход многих из них в католичество. Считая причиной этого невежество и осознавая, что необходимо повысить уровень образования духовенства, Кирилл Лукарис основал школу во Львове и преобразовал школу в Вильне. В Вильне Кирилл Лукарис обсуждал с лютеранскими богословами возможность взаимного общения и объединения Церквей.

Реклама

13 сентября 1601, после смерти Мелетия Пигаса, Александрийский синод избрал Кирилла Лукариса патриархом. Активная деятельность Кирилла Лукариса касалась финансов патриархата, реформирования школы и др. В 1612 был избран патриархом Константинопольским, но, поскольку он отказался платить традиционную мзду Порте за утверждение, был заменён Тимофеем, епископом Мармары, который обвинял Кирилла Лукариса в лютеранстве. Осенью 1620 патриарх Тимофей умер, Кирилл Лукарис был единогласно избран на патриарший престол и уплатил требуемую Портой сумму. Он продолжил образовательную политику: реформировал патриаршую академию, создал типографию, в которой печатались антилатинские богословские сочинения, организовал перевод Нового Завета на новогреческий, посылал учеников для получения образования в Англию, Голландию и Германию. Переписка Кирилла Лукариса обнаруживает его сочувствие к протестантскому учению. В письме от 1618 к Антонио де Доминису, бывшему католическому архиепископу, перешедшему в протестантизм, Кирилл Лукарис утверждал, что реформатское учение более соответствует Священному Писанию, чем доктрины греческой и латинской Церквей.

В марте 1629 года в Женеве под именем Кирилла Лукариса на латинском языке вышло «Исповедание веры». В том же году оно было переведено на европейские языки. Основными источниками для Кирилла Лукариса послужили реформатские исповедания веры: «Institutio christianae religionis» (1536) Ж. Кальвина и «Confessio belgica» (1561). Греческий текст «Исповедания...» с дополнениями был напечатан параллельно с латинским в Женеве в 1633. Против «Исповедания...» выступили многие православные и униатские греческие богословы. Оно обсуждалось Поместными соборами - Константинопольскими 1638, 1642, 1672; Иерусалимским 1672. Иерусалимским собором было подтверждено осуждение «Исповедания...», но вместе с тем было заявлено, что оно не принадлежит Кириллу Лукарису, и с него были сняты обвинения в кальвинизме (из писем Кирилла Лукариса ясно, что автором был он).

Кирилл Лукарис был обвинён в том, что казаки захватили город Азов по его внушению с тем, чтобы впоследствии осадить Константинополь и поднять греков против турок. По повелению турецкого султана Мурада IV Кирилл Лукарис был задушен, тело его брошено в море; впоследствии найдено православными и захоронено на острове Святого Андрея, в 1639 - помещено в монастырь Панагия Камариотисса на острове Халки.

Соч.: Werke // La théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. Vol. 2. Р. 631-637.

Лит.: Runciman S. The Great Church in captivity: а study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb.; N. Y., 1968. Р. 259-288; Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Тürkenherrschaft (1453-1821): die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Wes-tens. Мünch., 1988. S. 162-180; Todt К.-Р. Kyrillos Lukaris // La théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. Vol. 2.

М. М. Бернацкий.