Кирилло-Белозерский монастырь

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь), в Белозерье, на берегу Сиверского озера (при впадении в него реки Свияга).

Основан в 1397 году (по данным М. С. Серебряковой, в 1407) выходцем из Симонова монастыря преподобным Кириллом Белозерским, который ввёл в обители общежительный устав и стал её первым игуменом (до 1427). Ко времени его игуменства относятся первые земельные и иные пожалования монастырю, установление тесных отношений с князьями московского дома. В решающий период Московской усобицы 1425-53, в 1447, Кирилло-Белозерский монастырь поддержал Василия II Васильевича; игумен Трифон «снял» с него крестное целование (клятву), по которому тот обещал князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке не возобновлять борьбу за Москву. Вернув себе великое княжение, Василий II предоставил Кирилло-Белозерскому монастырю право беспошлинной торговли на территории Московского великого княжества.

В конце 15 века возникло острое разногласие между Ростовским архиепископом и удельными белозерскими князьями (смотри Белозерское княжество) о судебных полномочиях над Кирилло-Белозерским монастырем. Великий князь Иван III Васильевич решил дело в пользу Ростовской архиепископии. Выходцы из Кирилло-Белозерского монастыря (преподобные Савватий Соловецкий, Мартиниан Белозерский, Александр Ошевенский, Нил Сорский, Корнилий Комельский) в 15 - 1-й половине 16 века основали ряд общежительных монастырей, пустыней и скитов. К началу 16 века в Кирилло-Белозерском монастыре было около 200 монахов. В это время монастырь стал оплотом движения нестяжателей. В 1482-1514 новые земельные владения обителью не приобретались. Тем не менее, к середине 16 века хозяйство Кирилло-Белозерского монастыря было одним из самых крупных в России - помимо земельных владений в 16 уездах, обитель имела соляные промыслы и рыбные ловли, собственные речные суда, вела обширную торговлю, содержала подворья в ряде городов, в том числе в Москве.

Реклама

Кирилло-Белозерский монастырь был крупным центром книжности, начало его библиотеке положено Кириллом Белозерским. Здесь работали преподобный Нил Сорский, Пахомий Логофет, Вассиан (Патрикеев), книгописцы Евфросин (2-я половина 15 века), Гурий (Григорий Тушин) (последняя треть 15 века - 1526) и др. В конце 15 века в каталоге монастырской библиотеки значилось 212 рукописей, в 1621 - около 1300 книг (основная часть сохранившейся библиотеки находится в РНБ). Во 2-й половине 15 - 16 века в обители велось летописание общерусского характера.

Кирилло-Белозерский монастырь

В 1-й половине 16 века Кирилло-Белозерский монастырь становится традиционным местом великокняжеских, а затем царских посещений во время богомольных поездок по северным монастырям. При Иване IV Васильевиче Грозном в Кирилло-Белозерский монастырь ссылались опальные представители боярских родов - Шереметевы, Воротынские, Палецкие и др., а также духовенства - митрополит Московский святой Иоасаф (Скрипицын), протопоп Сильвестр и др. В монастырь был прислан составленный по указу Ивана Грозного «Синодик опальных» для поминания людей, казнённых в годы опричнины. В 17 веке монастырь продолжал выполнять функции крепости и места заточения (в 1676-81 в нём содержался патриарх Никон).

В Смутное время не присягнувший самозванцам монастырь снаряжал конных и пеших ратников для борьбы с Лжедмитрием II, выдержал 3 осады польско-литовских, казачьих и шведских отрядов в 1612, 1613 и 1614. Разорённое хозяйство обители было восстановлено только к 1630-м годам. В 1649 в монастыре была учреждена архимандрития.

По «Духовным штатам» 1764 в Кирилло-Белозерском монастыре, отнесённом к 1-му классу, имело право проживать до 33 монахов (в 1764 братия насчитывала 48 человек); монастырь лишился земельных владений, что предопределило упадок его хозяйственного значения; ему было определено годовое государственное жалованье в размере 2300-2500 рублей. В 1776 Подмонастырская слобода была преобразована в город Кириллов. В 1778 при монастыре было создано духовное училище. В 1770-е годы возобновились пожалования монастырю небольших земельных участков в Кирилловском уезде, к началу 20 века его угодья занимали 2452,5 га.

К 1917 в Кирилло-Белозерском монастыре проживали 7 монахов и 10 послушников. В конце 1924 монастырь был закрыт, в его стенах создан Кирилловский краеведческий музей (с 1968 - Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1991 были возобновлены богослужения. В 1998 возрождена монашеская жизнь в Малом Ивановском монастыре (часть территории Кирилло-Белозерского монастыря).

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь - памятник церковного и фортификационного зодчества Древней Руси. Несмотря на разновременность построек, представляет собой целостный и законченный ансамбль. В комплекс монастыря входят «Старый город», «Новый город» и территория несохранившейся крепости («Острог») между ними. Монастырь окружён крепостными стенами (16-17 века) с башнями. Первые постройки были деревянными. Самая древняя часть - ориентированный на Сиверское озеро «Старый город», включающий ансамбли Большого Успенского и Малого (Горнего) Ивановского монастырей.

Главный храм Большого Успенского монастыря - близкий раннемосковскому зодчеству 4-столпный одноглавый Успенский собор [1497-98, зодчий Прохор Ростовский; с западной и северной стороны - одноэтажная паперть (1595-96); притвор (1791); 5-ярусный иконостас (конец 15-19 века; ныне иконы находятся в Кирилло-Белозерском монастыре, ГТГ, ГРМ, Центральном музее древнерусского искусства и культуры в Москве); фрески - 1641, Л. Агеев; росписи паперти - 1650, костромские и ярославские мастера] с примыкающими к нему с севера небольшими одноглавыми бесстолпными церковью Святого князя Владимира (над усыпальницей князей Воротынских; 1554, луковичная глава - 1631), церковью Святого Епифания Кипрского (над могилой князя Ф. Телятевского; 1645; иконостас 17 века) и с юга - придельной церковью над гробницей преподобного Кирилла Белозерского (1785 или 1792-94). Собор окружают: церковь Архангела Гавриила (1531-34, перестраивалась в 17-19 века) с колокольней (1757-61, каменщик Ф. Жуков), к которой примыкает одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519; ныне - Музей древнерусского искусства с собранием икон 15-18 веков, древнерусского шитья 15-17 веков, скульптуры, книг); шатровая церковь Святого Евфимия Великого (1653) с Большими больничными палатами (1643-46), 3-главая 2-столпная церковь Преображения (1595; иконостас конца 16 века) над Водяными воротами (16 век); «Святые ворота» (1523; в пролёте ворот - фрески 1585) с расположенной над ними церковью Святого Иоанна Лествичника (1569-72; иконостас 16-18 века; иконы из местного ряда ныне в ГРМ), также другие жилые и хозяйственные постройки 16-18 веков (в том числе корпуса келий 17 - начала 18 века, домик келаря середины 17 века).

На территории Малого Ивановского монастыря: одноглавая церковь Святого Иоанна Предтечи (1531-34, иконостас 18 века), трапезная церковь Святого Сергия Радонежского (1560; обе первоначально были 2-главые) с приделом Святого Дионисия Глушицкого - основателя иконописной традиции Кирилло-Белозерского монастыря, Малая больничная палата (1730-е годы), каменные часовни-сени (предположительно конца 18 века) над деревянной часовней, срубленной преподобным Кириллом Белозерским (вероятно, построена заново в 17-18 века), и над воссозданной его первой деревянной кельей.

В 1653-82 по указу царя Алексея Михайловича построены мощные белокаменные стены «Нового города» с монументальными многогранными сильно выступающими башнями (Вологодская, Белозерская, Ферапонтовская, Кузнечная; зодчие К. Серков, С. Шам), украшенными узорами из кирпича: поребриком, бегунком и нитками. После строительства «Нового города» общая площадь монастыря составила 12 га, он стал значительной крепостью, главным форпостом Русского Севера, однако уже в конце 17 - начале 18 века утратил оборонное значение. На территории «Нового города» - памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения из села Бородавы, 1485; мельница из деревни Щёлково, 19 век). Близ Кирилло-Белозерского монастыря, на горе Маура, - деревянная часовня Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (2000) и поклонный крест на месте, которое Богородица указала для поселения в видении преподобного Кирилла.

Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. Ч. 1-2; Варлаам (Денисов), архимандрит Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. М., 1859; Геронтий (Кургановский), иером. Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского 1-классного монастыря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четверти XVII в. (1397-1625). СПб., 1897-1910. Т. 1. Вып. 1-2. СПб., 2006. Т. 2; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, 1934; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начало XVI в. М., 1958. Т. 2. С.15-299; Подьяпольский С. С. Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. 3-е изд. Вологда, 1968; Федоров Б. Н. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1969; Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. 3-е изд. М., 1979; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подьяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979; Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей. М., 1986; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 2-е изд. СПб., 1994; Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1994-2005. Вып. 1-6; Иванова Г. О. История Кирилло-Белозерского монастыря. 3-е изд. М., 2003; Серебрякова М. С. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как исторический источник сведений об основании белозерских монастырей // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2006. Т. 57.

М. В. П.; В. Г. Исаченко (искусство).