Кириллица

КИРИЛЛИЦА, одна из двух древнейших славянских азбук. Сложилась на рубеже 9-10 веков. Наименование восходит к имени Кирилла (смотри Кирилл и Мефодий), хотя, по всей вероятности, сам Кирилл создал не кириллицу, а глаголицу. Довольно рано начались попытки заменить глаголицу алфавитом, графически приближенным к греческому (смотри Греческое письмо). Стремление к замене объясняется, во-первых, тем, что среди южных славян было распространено знание греческого языка и, следовательно, владение греческим алфавитом, во-вторых, тем, что глаголица, буквы которой, как правило, многоэлементны, объективно трудна для письма. Попытки замены завершились успехом после смерти Мефодия, когда ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии и перешли в Болгарию (при царе Симеоне). Традиция приписывает создание кириллицы одному из них - Клименту Охридскому (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения; высказывались догадки и о возможном авторстве Наума Охридского и Константина Преславского. В науке представлена и точка зрения (теряющая актуальность), согласно которой Кирилл составил именно кириллицу, а глаголица - второй по времени создания славянский алфавит.

Реклама

Графически кириллица близка к греческому унциальному письму. При этом если в греческом алфавите всего 24 буквы, то в кириллице, по свидетельству Черноризца Храбра, их было 38: 14 созданы «по славянской речи» - для передачи южнославянских звуков.

Под греческим влиянием в кириллице употреблялись знаки, подобные греческим ударениям и придыханиям; также практиковались сокращенные написания ряда слов.

Несомненна внешняя зависимость кириллицы от глаголицы. В обоих алфавитах имеются как одинаковые буквы [сравни глаголическую Ш и кириллическую ш (ша); Кириллица  (ферт); Кириллица  (шта)], так и зеркально отображённые [сравни глаголический Ь и кириллическую р (рци); Кириллица (есть)]. Наблюдается также сходство (при разнице в значениях) написания букв [сравни глаголическую Кириллица  (юс малый) и кириллическую ѣ (ять);  Кириллица(покой) и г (глаголи)].

Внутренняя зависимость кириллицы от глаголицы является практически полной; кириллица - это транслитерация глаголицы, её побуквенный перевод, при котором был полностью сохранён фонематический принцип создания алфавита, применённый Кириллом (смотри иллюстрацию к статье Глаголица).

Древние кириллические тексты исполнялись на разнообразных материалах. Эпиграфика на камне, штукатурке, керамике, дереве (включая граффити) известна с конца 9 века. Четыре страницы Новгородского кодекса (1-я четверть 11 века) написаны на церах.

Древнейшие рукописи на пергамене относятся главным образом к 11 веку. В южнославянских землях были созданы Саввина книга (датируется также 10 веком), Енинский апостол, Супрасльская рукопись, Хиландарские листки, Листки Ундольского, Македонский листок и др. В 11 веке первые рукописи на пергамене были созданы и в Киево-Новгородской Руси (часть из них датирована, локализована и содержит имя заказчика и писца): Остромирово Евангелие 1056-57, Архангельское Евангелие 1092; Изборник Святослава 1073 и Изборник 1076; богослужебные сборники [Путятина минея, Новгородские служебные минеи (за сентябрь 1095, октябрь 1096 и ноябрь 1097); Ильина книга (датируемая рубежом 11-12 веков) и др.]. Намного больше сохранилось кириллических памятников 12 века и ещё больше - 13 века. Кириллические рукописи 11-13 века каталогизированы (в библиотеках и архивах государств бывшего СССР их хранится более 500), древнейшие и важнейшие - изданы.

Кириллица

Мстиславово Евангелие. 12 век. Исторический музей (Москва).

Кириллица не была исключительно сакральным алфавитом: она употреблялась и в деловой (профанной) книжности (в летописях; юридических, дипломатических и других документах), а также в бытовой переписке (смотри Берестяные грамоты).

Рукописные начертания букв кириллицы варьируются в зависимости от характера памятника и времени и места его создания (смотри Скоропись, Полуустав, Устав). Особенности начертаний исследуются палеографией и играют важную роль в датировке и локализации источника. В сугубо декоративных целях использовались буквицы (смотри Инициал) и инициальные строки, а также вязь.

КириллицаС конца 15 века кириллица используется в печати [в 1491 издатель Ш. Феоль выпустил в Кракове «Осмогласник» (Октоих) и «Часословець» (Часослов)]. К числу инкунабул относятся около 10 кириллических книг. Первая печатная книга, вышедшая в Москве, - анонимное так называемое узкошрифтовое Четвероевангелие (предположительно около 1553). Первая точно датированная русская печатная книга - Апостол 1564 И. Фёдорова.

В 1708 году Пётр I, стремясь приблизить кириллицу к латинскому письму (к шрифту антиква), ввёл гражданский шрифт; в том же году появилась первая книга, напечатанная этим шрифтом. С этого времени различают 2 разновидности кириллицы - церковную и гражданскую, сферы использования которых строго разграничивались. Однако современная церковная литература печатается также и гражданской кириллицей. Старообрядцы гражданского шрифта не приняли, и для них книги даже светского содержания вплоть до начала 20 века продолжали издаваться исключительно на церковной кириллице. Современные старообрядцы (по крайней мере, некоторые согласия) издают гражданским шрифтом и свои церковные книги.

Почти во всех славянских землях кириллица вплоть до 11 века употреблялась параллельно с глаголицей. У западных славян она быстро вышла из употребления и была заменена латинским письмом. Алфавиты же почти всех южных (болгарский, сербскохорватский, македонский) и всех восточных (русский, украинский, белорусский) славянских языков восходят к кириллице. До 1860 употреблялся кириллический алфавит для румынского языка. Кириллическая графика (в гражданской модификации) законодательно закреплена как основа алфавитов почти всех неславянских народов современной России, а также некоторых языков, распространённых в странах, входивших в СССР (например, казахского, киргизского).

Лит.: Каратаев И. П. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. СПб., 1883. Т. 1: С 1491 по 1652 г.; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. - Калужняцкий Е. [И.]. Кирилловское письмо у румын. П., 1915; Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI-XIII вв. М., 1984; Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988; Добрев И. Кирилица // Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1995. Т. 2; Зализняк А. А. Тетралогия «От язычества к Христу» из Новгородского кодекса XI в. // Русский язык в научном освещении. 2002. №4; он же. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI в., найденного в 2000 г. // Славянское языкознание: XIII Международный съезд славистов. М., 2003.

Е. М. Верещагин.