Кхмеры горные

КХМЕРЫ ГОРНЫЕ, группа мон-кхмерских народов в Юго-Восточной Азии. Термин «кхмеры горные» был введён в Камбодже в 1960-е годы для обозначения горных племён северо-востока страны. В российской этнографии был распространён на другие малые мон-кхмероязычные народы Индокитая. Живут в горных районах Юго-Западного Китая (провинция Юньнань), Западного Вьетнама, Северного, Восточного и Южного Лаоса, Восточной Мьянмы, Северного и Восточного Таиланда, Северо-Восточной Камбоджи. Общая численность в Китае - свыше 700 тысяч человек, Вьетнаме - около 1,3 миллиона человек, Лаосе - около 1,6 миллиона человек, в Мьянме - свыше 1,8 миллиона человек, Таиланде - около 600 тысяч человек, Камбодже - свыше 150 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на мон-кхмерских языках. К северным кхмерам горным («монам горным») относят: народы палаунг-ва [западные - ва (свыше 900 тысяч человек), булан (112 тысяч человек) и др.; восточные - палаунг (640 тысяч человек), данау (138 тысяч человек), рианг (50 тысяч человек), ламет (14 тысяч человек) и др.], манг (3,5 тысяч человек), кхму [кхму (свыше 900 тысяч человек), пхай (54 тысячи человек), прай (40 тысяч человек) и др.]. К восточным кхмерам горным относят: народы банар [северные - хрэ (тямрэ, татём; 130 тысяч человек), седанг (130 тысяч человек) и др.; центральные - банар (бана; 180 тысяч человек), тампуон (32 тысячи человек) и др.; западные - су и (самоназвание - джру, язык - джру, или ловен; 86 тысяч человек) и др.; южные - срэ (кэхо, кохо; 147 тысяч человек), мнонг (мнонг гар и мнонг рлам; 123 тысячи человек), стиенг (97 тысяч человек), ма (самоназвание - контяу; 38 тысяч человек) и др.], кату [центральные - катанг (120 тысяч человек), таой (60 тысяч человек) и др.; восточные - кату (самоназвание - кхокту; 78 тысяч человек), пакох (15 тысяч человек) и др.; западные - куи (440 тысяч человек), со (мангконг; 160 тысяч человек), бру (язык - брао; 150 тысяч человек) и др.]. Языки отличаются от кхмерского системой числительных (у кхмеров - пятеричная, у кхмеров горных - десятеричная). Для некоторых народов (катанг, таой, кату, бру, со, ва, палаунг, банар, хрэ и др.) создана письменность на латинской графической основе, местами сохраняются письменности на индийской основе (лиек, дуота, тотхам, толек и др.). На языке ва ведутся радио- и телепередачи. Кхмеры горные придерживаются традиционных религий, у некоторых народов (палаунг-ва, а также бру, со, куй, хонг и др.) распространён буддизм; есть христиане. В Камбодже кхмеры горные (кхмаэ лы) ассимилируются собственно кхмерами.

Реклама

Кхмеры горныеПо-видимому, кхмеры горные - остаток древнего субстрата, сыгравшего важную роль в этногенезе кхмеров, монов, мьянма, сиамцев, лао, вьетов. Традиционная культура типична для горных народов Юго-Восточной Азии. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (клейкий рис, кукуруза, батат, овощи), животноводством (буйволы, свиньи, птица, слоны), охотой (в том числе на кабанов, медведей, слонов, тигров), рыболовством и собирательством; местами развивается пашенное заливное и богарное рисоводство. Ремёсла - ткачество, плетение из бамбука, кузнечное дело. Традиционные поселения часто обнесены частоколом, иногда имеют круговую планировку, в центре - общинный дом. Жилище свайное или наземное, с входом с торцовой (на севере) или длинной (на юге) стороны; конёк иногда имеет резные украшения в виде рогов буйвола, птичьих голов и др. У ма, седанг и др. сохраняются длинные дома (длиной до 100 м). Одежда - распашная куртка с набедренной повязкой у мужчин и несшитой юбкой у женщин; известна одежда из луба. Носят большое количество серебряных и медных украшений, распространены обычаи татуировки (особенно на юге), чернения, подпиливания и удаления зубов. Основная пища - клейкий рис; характерен обычай питья через нос (кхму). Преобладают патрилинейные роды и патрилокальный брак, у мнонг и срэ известны матрилинейный род и матрилокальный брак. Распространены различные варианты асимметричного брачного обмена, основанного на обязательном кросскузенном браке (при редком несоблюдении этого правила одна из сторон платит другой компенсацию; у некоторых народов обязательным брачным партнёром является дочь младшего брата матери - мнонг гар или младшая дочь старшего брата матери - ма). Преобладают бифуркативные системы терминов родства, местами с генерационным скосом (типа «кроу» у мнонг гар и типа «омаха» у ламет). Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу, у мнонг гар и срэ - также по относительному полу. У ламет, палаунг и мнонг гар асимметричный брачный обмен приводит к отождествлению нескольких категорий родственников и свойственников; банар, стиенг, рианг не практикуют асимметричный брачный обмен, но выражают этот обычай в терминологии родства. Распространена текнонимия. Сохраняются традиционные верования и мифология, фольклор, жертвоприношения буйволов; в прошлом существовала охота за головами.

Устное творчество. Сохраняются древние сигнальные идиофоны: 3 (и более) бамбуковые трубки с косым срезом, воспроизводящие звуки разной высоты (в охотничьих обрядах), бамбуковые щелевые барабаны (для «переговоров» в джунглях). В шаманских ритуалах используются различные аэрофоны из стеблей и листьев растений. Распространены однородные гонговые ансамбли (4-12 парных гонгов конг-чмоль, конг-ни), сопровождающие танцы: урожая, обрядовые шаманские, «оживления деревьев» во время засухи и др. В музыкальной и ритуальной практике ламет во время важнейших церемоний (вызывание духов предков, моление о дожде) поныне применяются бронзовые барабаны (восходят к культуре Донгшон); количество используемых барабанов - показатель благосостояния и общественного положения их обладателя.

Лит.: Ner М. L’organisation familiale en pays Moï. Hanoï, 1928; Kunstadter Р. The Lua’ (Lawa) of northern Thailand: aspects of social structure, agriculture, and religion. Princeton, 1965; Boulbet J. Pays des Maa’domaine des génies, Nggar Maa’, Nggar Yaang. Р., 1967; Izikowitz К. G. Lamet: hill peasants in French Indochina. 2nd ed. N. Y., 1979; Нго Дык Тхинь. Малые народы стран Восточного Индокитая // Малые народы Индокитая. М., 1983; Мухлинов А. И. Австроазиатские народы Вьетнама // Там же; Condominas G. We have eaten the forest: the story of а Montagnard village in the Central Highlands of Vietnam. 2nd ed. N. Y., 1994; Rischel J. Minor Mlabri: А hunter-gatherer language of northern Indochina. Cph., 1995; Vargyas G. À la recherche des brou Perdus. Р., 2000.

О. В. Егорушкин; Г. В. Дзибель (родственные структуры); М. В. Есипова (устное творчество).