Кхо

КХО (кховар, читральцы), народ на севере Пакистана (в основном Северо-Западная пограничная провинция и провинция Пенджаб) и на северо-западе Индии (в основном штаты Джамму и Кашмир). Живут на территории бывшего княжества Читрал. Численность около 240 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на языке кховари (читрали, или арнийя) подгруппы дардских языков. Предприняты попытки создания письменности на латинской и арабской графической основе. Распространены также пушту, урду и английский язык Кхо - мусульмане (в основном шииты-исмаилиты).

Считаются наиболее иранизированным дардским народом. В древности испытали влияние бактрийцев и кушан. С кушанского времени распространялся буддизм, с 9 века - ислам. В 16 веке здесь правила династия мусульманских князей (мехтер) из рода выходца из Хорасана Бабы Айюба, возводившего свой род к Тимуру. В конце 18 века номинально признали власть Китая. С середины 19 века читральские мехтеры были зависимы от Кашмира, с 1911 - от Великобритании, с 1947 - от Пакистана, в 1971 Читрал полностью включён в состав Пакистана.

Реклама

Традиционная культура типична для народов горных долин Южной Азии. Занимаются пашенным земледелием (пшеница, ячмень, просо, бобовые культуры, кукуруза), выращивают фрукты, разводят крупный и мелкий рогатый скот (особенно ценятся козы, считающиеся «чистыми», в первую очередь пригодными для жертвоприношений, животными). Развиты резьба по дереву, обработка металла (особенно кузнечное и медное дело, в том числе в прошлом - производство оружия на экспорт); ремесленники занимали низкое положение (близкое к рабам). Существовали повинности (бегар) по строительству дорог и переноске грузов. Главная комната в доме имеет священный очаг (гулкхан) в центре, крыша со светодымовым отверстием опирается на столбы (столб у задней стены - шеротун - считается священным центром дома); обязательно имеется комната для гостей. Сохранились следы оборонительных сооружений 4-3 века до нашей эры - каменных стен со сторожевыми башнями. Одежда - широкие штаны и рубахи. Мужчины носят тюрбан или так называемую читральскую круглую шерстяную шапку типа берета с валиком, женщины - вышитую круглую шапочку и платок. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по полу. Общество разделялось на аристократию (адам-заде), мелких землевладельцев (арбаб-заде) и простонародье (факир-мискины, буквально - бедняки). Община (грам) организует общественные работы, проводит праздники (начало полевых работ, выгон скота на летние пастбища, сбор урожая и др.). На праздник урожая изгоняют злых духов, обходя деревню с палками, громкими криками и песнями; праздник сопровождается обильной едой и выпивкой (хмельной напиток из риса). Обряды проводит шаман, известны поклонение духам-пери, почитание деревянных идолов, охотничьи ритуалы; в очистительных обрядах используют можжевельник и другие сильно пахнущие растения, наносят узоры из муки в доме, посыпают ею человека и т.п. Основные музыкальные инструменты - ситар, флейта, ударные. Известны мелодии для сопровождения игр (конное поло), военных походов и боя и др.

Лит.: Рустамов У. А. Пригиндукушские княжества Северной Индии в конце XIX - начале XX в. Таш., 1956; Народы Южной Азии. М., 1963; Йеттмар К. Религии Гиндукуша. М., 1986; L’Homme Е. Parlons khowar: langue et culture de l’ancien royaume de Chitral au Pakistan. Р., 1999.

Т. П. Селиванова.