Клавикорд

КЛАВИКОРД (позднелатинское clavic[h]ordium, от латинского clavis - ключ, клавиша и греческого χορδή - струна), клавикорды (в русской традиции 18-19 века), музыкальный  струнно-клавишный инструмент. По принятой классификации - ударно-клавишный инструмент класса хордофонов (звук извлекается при ударе по струне металлической пластинки - тангента, закреплённого на рабочем конце клавиши). Распространён в странах Европы в 14 - начале 19 века. Первые описания и чертежи появляются в трактатах 15 века (Арно из Зволле, около 1445). Самый ранний из сохранившихся инструментов построен в 1543 году (итальянский мастер Доменико из Пезаро). Клавикорд - инструмент небольших размеров, часто портативный (корпус, как правило, прямоугольной формы, длина 85-170 см). Клавиатура имеет такое же строение, как и у других клавишных музыкальных инструментов. С 16 века резонатором служит часть корпуса, расположенная правее клавиатуры. Струны, как правило, двойные (так называемые хоры струн), настроенные в унисон; натянуты параллельно клавиатуре (перпендикулярно клавишам). В так называемых свободных клавикордах 18 - начала 19 века (немецкий ungebundenes Klavichord) каждая клавиша управляет отдельным хором струн, издающим звук одной высоты. В так называемых связанных клавикордах (немецкий gebundenes Klavichord) один и тот же хор струн управляется 2-4 соседними клавишами: тангенты ударяют по струне на разном расстоянии от подставки, и длина звучащей части струны (а следовательно, и высота звука) оказывается различной. К «связанному» типу принадлежит большинство исторических клавикордов, первый достоверно известный «свободный» клавикорд  был построен в 1726 году саксонским мастером Д. Т. Фабером. Конструкция «связанного» клавикорда  накладывает характерное ограничение: звуки секунды не могут быть взяты одновременно, поскольку извлекаются на одном и том же хоре струн. Появление «свободной» модели принесло ряд преимуществ (возможность исполнения всех интервалов во всех тональностях, свобода выбора темперации, связная игра любых пассажей), но имело и недостатки, в том числе более слабый звук и тусклый тембр. Диапазон клавикорда  со временем менялся в сторону расширения: от 4 октав в 16 - 1-й половине 18 века (причём нижняя - большая октава первоначально была «короткой»; смотри в статье Клавесин) до 5 с половиной октав во 2-й половине 18 века. В 16-18 веках были распространены клавикорды  с педальной клавиатурой (её диапазон 1-2 октавы). На клавикордах  употреблялись те же системы темперации, что и на органах, клавесинах и других клавишных (за исключением «связанного» клавикорда; на таком клавикорде темперация определялась изначально изготовителем инструмента, который фиксировал тангенты, относящиеся к одному и тому же хору струн, на заданном расстоянии).

Реклама

Клавикорд Клавикорд  обладает самым тихим звуком из всех клавишных (в пределах р - рр), что связано со способом звукоизвлечения: тангент ударяет по струне в том месте, где ограничивается (им же) её звучащая часть, поэтому амплитуда колебаний струны не может быть высокой; эта особенность ведёт и к слабой роли основного тона в звуковом спектре. При этом клавикорд  считается одним из самых выразительных клавишных инструментов (наряду с фортепиано): простота механики и чрезвычайная лёгкость возникновения звука (без физических усилий) обеспечивают пальцам исполнителя хороший контакт со струнами. В отличие от клавесина и фортепиано, клавикорд  даёт некоторые возможности работы со звуком после момента его взятия; особенно выразительно вибрато (немецкий Веbung, от beben - «дрожать»), достигаемое вертикальным покачиванием пальца на клавише. Со слабой звучностью инструмента связано его ограниченное использование: почти исключительно в качестве домашнего и учебного. Репертуар клавикорда в основном общий с другими современными ему клавишными инструментами.

Высокой степени популярности клавикорд  достиг в Германии 2-й половины 18 века, его выразительные качества оказались созвучны сентиментализму. Клавикорд  - излюбленный инструмент К. Ф. Э. Баха; увлечение инструментом разделяли И. К. Бах, Д. Г. Тюрк, К. Ф. Д. Шубарт и др. Лучшие клавикорды 18 века вышли из мастерских Г. Зильбермана, Я. Адлунга, К. Г. Хуберта, династий Шидмайер, Шмаль, Хасс (Германия), П. Линдхольма (Швеция). Мода на клавикорды угасла в связи с распространением фортепиано. Производство клавикордов (в Германии и Швеции) поддерживалось приблизительно до 1830 года.

Работу по возрождению культуры этого инструмента начал швейцарский музыкант А. Долмеч в конце 19 века. В 20-21 веках к клавикорду обращаются немногие исполнители (например, Р. Керкпатрик, Г. Леонхардт, И. Вьюниски) в силу малой его приспособленности к концертной практике и сложности звукозаписи (звук клавикорда сильно искажается). Среди немногих специально написанных сочинений - пьесы Ф. Бузони для педального клавикорда.

Лит.: Das Klavichord. Kassel, 1948; De Clavicordio. Proceedings of the International Clavichord Symposium / Ed. В. Brauchli а.о. Magnano, 1993-2006. Vol. 1-7; Brauchli В. The clavichord. Camb., 1998.

Д. Ю. Голдобин.