Кленце Лео

КЛЕНЦЕ (Klenze) Лео (Франц Леопольд Карл) фон (29.2.1784, Шладен, ныне в Нижней Саксонии - 27.1.1864, Мюнхен), немецкий архитектор. Учился у Ф. Жилли в Берлине и Ж. Н. Л. Дюрана и Ш. Персье в Париже. Находился на службе у короля Вестфалии Жерома Бонапарта в Касселе (1808-13), с 1815 - у баварского короля Людвига I в Мюнхене. Последователь рационалистической концепции Дюрана, ставившего выбор стилистической программы в зависимость от типологии объекта. Кленце - один из ведущих мастеров позднего классицизма с его монументальностью, чётким ритмом и богатым декором. Для мюнхенской Глиптотеки (Музей античного искусства, 1816-30) Кленце подготовил 3 равнозначных проекта - в греческом, римском и итальянском стилях. В итоге фасад получил высокий ионический портик, а в сводчатых галереях интерьера можно отметить смешение неогреческого стиля с ампиром. Свободно варьируя различные стили, стремясь к достижению архитектурного эффекта и живописности, Кленце, однако, сохранял до конца жизни пристрастие к классическому ордеру и греческим прототипам (Пропилеи, Мюнхен, 1862). Ансамбль площади Кёнигсплац, как и другие его градостроительные работы в Мюнхене (Людвигштрассе, 1817-50), отличается рациональностью плана, а проекты зданий - некоторой сдержанностью и следованием античным и ренессансным образцам.

Реклама

Кленце (Klenze) ЛеоКомплекс «Вальхалла» близ Регенсбурга («зал славы» со скульптурными изображениями выдающихся деятелей германской истории, 1830-42) стал итогом эстетических устремлений Кленце и позднего классицизма: здание, воспроизводящее формы Парфенона, поставлено на огромный цоколь с лестницами и террасами на высоком холме над Дунаем (смотри иллюстрацию к ст. Историзм). Проектирование музеев (Старая пинакотека, Мюнхен, 1825-1836), Одеона (1826-28) и резиденции баварских королей Кёнигсбау в Мюнхене (1826-35; прообраз здания - флорентийское Палаццо Питти) было связано у Кленце с введением в архитектурный обиход обновлённых ренессансных форм в их тосканской разновидности, в конечном счёте с изобретением неоренессансного стилистического направления; новизна проявилась как в литохромии (использовании естественного цвета камня; ротонда Моноптерос, Мюнхен, 1836), так и в активной раскраске стен.

Кленце принадлежал проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (построен в 1839-51) для размещения художественных коллекций императорского двора - сдержанное по масштабу здание классических форм оформлено монументальной скульптурой (портик с атлантами работы скульптора А. И. Теребенёва). В 1830-е годы Кленце вёл градостроительные работы в Афинах, придав городу классицистический облик. Утверждая, что «классицизм может абсорбировать запросы современности», Кленце явился одним из инициаторов рундбогенштиля («стиля полукруглой арки») - поздней модификации романтизированного классицизма. Произведения Кленце, несмотря на многочисленные заимствования, отличаются цельностью и выразительностью, обоснованностью стилистического выбора; они находятся у истоков широкого развития эклектизма середины - 2-й половины 19 века. Кленце работал также как живописец (писал архитектурные пейзажи).

Лит.: Hitchcock Н. R. Architecture: nineteenth and twentieth centuries. 4th ed. Harmondsworth; N. Y., 1977; Hederer О. L. von Klenze. 2. Aufl. Мünch., 1981; Работы Л. Кленце в Эрмитаже. [Кат. выставки] / Сост. М. В. Гервиц и др. Л., 1984; Гервиц М. В. Л. Кленце в России. (К истории создания Нового Эрмитажа) // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1985. Вып. 19; Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1990; Buttlar А. von. L. von Klenze: Leben - Werk - Vision. Мünch., 1999; Шуйский В. К. Л. Кленце и О. Монферран // Немцы в России: Российско-немецкий диалог. СПб., 2001; Кönig Ludwig I. von Bayern und Leo von Klenze. Мünch., 2006.

М. Л. Ковальков.