Клейн Роман Иванович

КЛЕЙН Роман (Роберт Юлиус) Иванович [19(31).3.1858, Москва - 3.5.1924, там же], российский архитектор. Действительный статский советник (1912). Окончил МУЖВЗ (1879) и петербургской Академии Художеств (1882). С конца 1880-х годов работал преимущественно по частным заказам; спроектировал большое количество построек в Москве и Подмосковье, отразивших все основные исторические стили эпохи. В неоренессансных формах решено большинство построенных Клейном в Москве особняков: В. А. Морозовой (1886-88), Х. Б. Высоцкой (1900-01; 1910), собственный дом (1889, 1896; не сохранился); также ряд доходных домов - Товарищества виноторговли К. Ф. Депре (около 1900), Варваринского подворья (1890-1892) и др. Работы Клейна в неорусском стиле - Средние торговые ряды в Москве (1890-94), Спасская церковь на Занарском кладбище в Серпухове (1895), часовня-усыпальница Левченко в Донском монастыре в Москве (1910-е годы), в неовизантийском стиле - церковь Всех Святых в Высоцком монастыре в Серпухове (1896, усыпальница Коншиных). В формах необарокко была решена церковь Святых жён-мироносиц в Серпухове (1880-96, не сохранилась); в псевдокитайском стиле - «Чайный дом» в Москве (1890-93). Стиль модерн на творчество Клейна повлиял слабо, отразившись наиболее явно в облике таких построек, как торговый дом Масленникова (1900-е годы, не сохранился) и доходный дом Г. А. Кеппена (1907-14). Приёмы модерна у Клейна сочетаются с неоготическими (магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз», 1896-98), неоренессансными (дом Серпуховского городского общества, 1904-06) либо с псевдоманьеристическими (особняк И. И. Некрасова в Москве, 1906).

Реклама

Клейн Роман (Роберт Юлиус) ИвановичНаибольшую известность Клейну принесли постройки в стиле неоклассицизма, прежде всего здание Музея изящных искусств (1898-1912, ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) - самое крупное произведение зодчего, в котором он проявил себя как талантливый мастер интерьеров, воссоздающих различные исторические эпохи и одновременно функционально оправданных; за этот проект Клейн  получил звание академика петербургской Академии Художеств (1907). Другие его неоклассические произведения - здание кинотеатра «Колизей» в Москве (1914, ныне театр «Современник»), храм-усыпальница Юсуповых в Архангельском (1909-1916), здание Педагогического института и реального училища (1910), Бородинский мост (1912-13). Проекты Клейна 1920-х годов остались неосуществлёнными. В 1918-24 преподавал в Московском высшем техническом училище.

Лит.: Нащокина М. В. Московский модерн. 2-е изд. М., 2005; она же. Архитекторы московского модерна. 3-е изд. М., 2005.

А. В. Слёзкин.