Клюев Николай Алексеевич

Клюев Николай АлексеевичКЛЮЕВ Николай Алексеевич [10(22).10.1884, деревня Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии - между 23 и 25.10.1937, Томск], русский поэт. Из семьи крестьян-старообрядцев. В 1890-е годы учился в Вытегре в церковно-приходской школе и 2-классном городском училище. В 1906 подвергнут аресту и полугодичному тюремному заключению за революционную агитацию крестьян. В 1900-10-х годах жил преимущественно в деревнях Русского Севера, в Вытегре. С 1923 в Петрограде, с 1932 в Москве. 2.2.1934 арестован, выслан в Нарымский край, затем в Томск, где и был расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Дебютировал поэтическим сборником «Новые поэты» (1904), первые опыты в стиле народной поэзии относятся к 1908 году. Популярность принёс сборник стихов «Сосен перезвон» (1912), вышедший с предисловием В. Я. Брюсова и посвящённый А. А. Блоку, с которым Клюев переписывался с 1907. В начале 1910-х годов поэзия Клюева получила высокую оценку акмеистов (Н. С. Гумилёв увидел в Клюеве продолжателя «традиций пушкинского периода» - «Аполлон», 1912, №1); Клюев участвовал в заседаниях «Цеха поэтов», печатался в столичных изданиях. В 1915-16 стал, наряду с С. А. Есениным (с которым познакомился в октябре 1915), ключевой фигурой новокрестьянского направления в русской поэзии (С. А. Клычков, П. В. Орешин, А. В. Ширяевец и др.). Творческим итогом периода 1905-18 явилось 2-томное собрание стихотворений «Песнослов» (1919), объединившее сборники «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916) и др. Утопическое восприятие революции как пути в Царствие Божие в стихах 1918-19 сменяется в начале 1920-х годов (сборник «Львиный хлеб», 1922) представлением о ней как о кощунственном развенчании «Матери-красоты». В 1920-е годы Клюев тяготеет к эпическим формам, создаёт поэмы «Четвёртый Рим», «Мать-Суббота» (обе 1922), «Плач о Сергее Есенине» (1926), «Соловки» (1926-28), «Заозерье», «Деревня» (обе 1927), «Погорелыцина» (1928), «Каин» (1929). Грандиозный эпический замысел начатой в 1928 поэмы «Песнь о Великой Матери» (опубликован в 1991) завершён не был. Поэзию Клюева, вобравшую в себя традиции русского фольклора (особенно северного), духовных стихов, старообрядческих песнопений, отличают усложнённый орнаментальный стиль, основанный на «нанизывании» метафор, обилие этнографических реалий. Идеализируя патриархальный уклад «избяной» Руси-Китежа и противопоставляя его городской цивилизации (их антагонизм символически представлен как вражда Земли и Железа), Клюев контаминирует мотивы народной мифологии и христианской мистики, балансируя между апокалиптическими настроениями и утопическими чаяниями.

Реклама

Соч.: Сочинения: В 2 т. / Под редакцией Г. П. Струве, Б. А. Филиппова. Мюнхен, 1969; Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы. СПб., 1999; Словесное древо: (Проза]. СПб., 2003; Письма к А. Блоку, 1907-1915. М., 2003; Гагарий зык: Малое собрание сочинений: Стихотворения, поэмы, проза. Челябинск, 2005.

Лит.: Солнцева Н. М. Странный эрос. Интимные мотивы поэзии Н. Клюева. М., 2000; Азадовский К. М. Жизнь Н. Клюева: Документальное повествование. СПб., 2002; он же. «Гагарья судьбина» Н. Клюева. СПб., 2004; Пономарева Т. А. Новокрестьянская проза 1920-х г. Череповец, 2005. Ч. 1; Н. Клюев глазами современников: Сб. воспоминаний. СПб., 2005; Кравченко Т. Наследие комет: неизвестное о Н. Клюеве и А. Яре. М., 2006; XXI в. на пути к Клюеву. Петрозаводск, 2006.

Е. А. Тахо-Годи.