Кода

КОДА (итальянский - coda, от латинского cauda - хвост), заключительное сверхнормативное построение в конце музыкального произведения или части цикла. В кода снимаются контрасты, закрепляется устойчивый тип изложения. Структурная обособленность в музыкальной форме и масштаб отличают кода от дополнений, только утверждающих тоническую гармонию. Кода встречается, как правило, в структурно замкнутых формах со значительными контрастами, развитием: в сонатной форме, в сложных формах, в классическом или послеклассическом рондо, в вариационной форме. Кода обычно строится на темах основных разделов; в так называемой синтетической кода многотемных форм темы сближаются друг с другом (вплоть до контрапунктирования, как во 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского). В программной, сценической, вокальной музыке встречаются кода, основанные на самостоятельном материале [увертюра «Эгмонт» Л. ван Бетховена, романс «Финский залив» М. И. Глинки, №12 («Маски») из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева]. Обычно кода начинается после заключительной каденции (в 1-м значении). Возможно постепенное перерастание в кода, например, последнего проведения рефрена в рондо (финал 4-й фортепианной сонаты Бетховена). В сонатной форме начало кода может нарушать достигнутую в репризе устойчивость, последующее восстановление которой становится более эффективным. В таких случаях кода подобна 2-й разработке, например, кода 1-й части 5-й симфонии Бетховена. Начиная с Бетховена, кода фактически приравнивается к основным разделам формы: во многих его сонатных композициях она уравновешивает целое.

Литературу смотри при статье Музыкальная форма.

Т. С. Кюрегян.