Кодай Золтан

Кодай (Kodаly) ЗолтанКОДАЙ (Kodaly) Золтан (16.12.1882, Кечкемет - 6.3.1967, Будапешт), венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог, общественный деятель, член Венгерской Академии Наук (с 1943; в 1946-49 президент). Учился игре на фортепиано, скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1900-1905 в Академии музыки у Я. Кёслера (композиция) и на философском факультете университета в Будапеште.

С 1907 года преподавал в Академии музыки в Будапеште, был её вице-директором в 1919 и 1921-40 (в 1919, после падения Венгерской советской республики, был отстранён от должности на 2 года). В 1917-19 сотрудничал в венгерской печати в качестве музыкального критика. С 1905 собирал и изучал фольклор (мелодии записывал с помощью фонографа), в 1906 защитил диссертацию о стихотворной строфике венгерских народных песен. Тогда же началось научное и творческое сотрудничество Кодая с Б. Бартоком. В 1907 году в сёлах Северо-Западной Венгрии Кодай записал архаические напевы, основанные на пентатонике; в дальнейшем установил их связь с фольклором родственных финно-угорских народов Поволжья. Автор многих статей и научных работ (всего записал около 3500 образцов народной музыки). Фольклорный материал Кодай сочетал с современными средствами выразительности в своих сочинениях: сборник «Пение» (16 песен на народные тексты, 1907-09, издан в 1921), 1-м (1909) и 2-м (1918) струнных квартетах, Сонате для виолончели и фортепиано (1910), Дуэте для скрипки и виолончели (1914), вокальных циклах «Запоздавшие мелодии» (на слова венгерских поэтов) и «Две песни» (1912-16).

Реклама

Мировую известность Кодаю принёс «Венгерский псалом» («Psalmus Hungaricus», 1923; написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда; текст 55-го псалма в переводе Э. Ади для тенора, хора и оркестра; исполнен в 1926, Цюрих), проникнутый настроениями скорби, протеста и надежды народа, страдающего от хортистской диктатуры. В 1927-1928 Кодай выступал в различных городах Европы и США, дирижируя своими произведениями. В конце 1920-х годов Кодай написал ряд хоров для различного состава голосов, главным образом детских. Как педагог Кодай воспитал несколько поколений венгерских музыкантов (среди учеников - Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош), сыграл важную роль в развитии движения «Поющая молодёжь». Член Национального венгерского совета по искусству (с 1934). Патриотическая и демократическая направленность творчества Кодая вызвала нападки хортистской печати. В 1937 Кодай запретил исполнение своих произведений в Германии и Италии, публично выступал против фашизма; как и Б. Барток, после аншлюса (1938) расторг отношения с венским издательством «Universal Edition». После 1945 Кодай принимал участие в реорганизации венгерских музыкальных учреждений, с 1949 почётный президент Союза венгерских музыкальных  деятелей, с 1951 председатель Венгерского музыковедческого общества, с 1961 президент Международного совета по народной музыке, с 1964 почётный президент Международного общества музыкального воспитания. С 1946 Кодай часто посещал страны Западной Европы и США в качестве дирижёра, учёного-фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963), был председателем музыкальной секции общества «Венгрия - СССР» (с 1958).

Наряду с Б. Бартоком, Кодай - основоположник современной венгерской композиторской школы, завоевавшей мировое признание. В глубоко национальном музыкальном языке Кодая органично сплавлены классическая европейская традиция и музыкальная стилистика начала 20 века (неоклассические, романтические и импрессионистские тенденции). Кодай следовал метрическим особенностям венгерского национального музыкального фольклора (крестьянского и городского), характерным интонациям венгерской народной речи. В творчестве Кодая претворены специфические черты венгерского национального характера. Главный персонаж героико-комической оперы «Хари Янош» (1926, Королевская опера, Будапешт), легендарный крестьянин-солдат, воплощает, по словам Кодая, «фантазию венгерских сказочников, олицетворяя вечный венгерский оптимизм». Картины народной жизни даны в сценах из быта венгерской деревни (сценическая кантата «Секейская прядильня», 1924; 2-я редакция - 1932, там же). Венгерскому освободительному движению 18 века посвящена опера «Цинка Панна» (1948, Венгерская государственная опера). Народная музыка использована и в оркестровых сочинениях Кодая - сюите «Хари Янош» (1927), вариациях на тему народной песни «Взлетела пава» (1939), «Танцах Марошсека» (1929), «Танцах Таланты» (1933; в них, как и в Интермеццо из «Хари Яноша», используется вербункош), а также в хоровой музыке Кодая («Картины Матры», 1931; «Иисус и торгаши», 1934; 4-голосный канон «К венграм», 1936; «Забытая песнь Балинта Балашши», 1942). В церковной хоровой музыке а капелла нашла выражение традиция высокой европейской хоровой культуры 16-17 века («Те Deum Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок, 1936).

После смерти Б. Бартока (1945) Кодай продолжил начатое ими совместно издание многотомного собрания «Фонд венгерской народной музыки» («Corpus Musicae Popularis Hungaricae», с 1951; при жизни Кодая вышло 5 томов). Инициатор издания и главный редактор (1961-67) журнала «Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae» (Будапешт). Государственная премия имени Кошута (1948, 1952, 1957).

Соч.: La Chanson paysanne // Visages de la Hongrie. Р., 1938 (avec D. Bartha); Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961; Visszatekintés. Bdpst, 1964. Vol. 1-2; Mein Weg zur Musik. Z., 1966. Bdpst, 1969 (Bibi, und Diskographie); Избр. статьи. М., 1982; Thirteen unpublished letters by Z. Kodâly to В. Bartok / Ed. L. Еösze // Bulletin of the International Kodâly Society. 1991. №1.

Лит.: Molnàr А. Kodâly Z. Bdpst, 1936; 3. Кодай. [Сб. статей]. Будапешт, 1952; Young Р. М. Z. Kodâly: а hungarian musician. L. а. о., 1964; Szabô Н. The Kodâly concept of music education. L., 1969; Breuer J. Bartok és Kodâly. Bdpst, 1978; Эсе Л. 3. Кодай. День за днем. М., 1980; Kodâly-mérleg, 1982 / Ed. J. Breuer. Bdpst, 1982; Мартынов И. И. 3. Кодай. 2-е изд. М., 1983; Reflections on Kodâly / Ed. L. Vikâr. Bdpst, 1985; Breuer J. А guide to Kodâly. Bdpst, 1990; Bonis F. Нôdolat Bartoknak és Kodâlynak. Bdpst, 1992; The heri-tage of Z. Kodâly in Hungary and Finland // Yearbook of the Finnish Kodâly Center. Jyväskylä, 1997; Еösze L. Orokségünk Kodaly. Bdpst, 2000.