Кодуччи

КОДУЧЧИ, Кодусси (Coducci, Codussi; известен также как Mauro Bergamasco, Моretus, Moro Lombardo, Moro di Martino, Moro da San Zaccaria) Maypo (около 1440, Ленна, Бергамо - до 23.4.1504, Венеция), итальянский архитектор. Один из крупнейших мастеров и родоначальников стиля Раннего Возрождения в Венеции.

Наиболее ранней из дошедших до нас построек Кодуччи является церковь Сан-Микеле-ин-Изола (1468-77), в которой 3-лопастный фасад украшен ордерными Мотивами, заимствованными из церкви Сан-Франческо в Римини Л. Б. Альберти, а внутреннее базиликальное пространство приближено к центрическому. В интерьере церкви Сан-Дзаккария (1480-1500) Кодуччи использует мотивы Ф. Брунеллески; на фасаде создаёт многоярусную ордерную декорацию. В церквах Санта-Мария-Формоза (1492-1504, купольная базилика) и Сан-Джованни-Кризостомо (1497-1504, крестово-купольная структура, пилястры классического ордера) Кодуччи обращается к наследию византийского зодчества, объединяя его с языком классической архитектуры.

Кодуччи

Реклама

М. Кодуччи. Фасад церкви Сан-Дзаккария в Венеции. 1480-1500.

В 1490-95 Кодуччи возглавлял строительство Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко, занимаясь возведением фасада и лестницы, а в 1498 - сооружение лестницы Скуола-Гранде-ди-Сан-Джованни-Эванджелиста. В декоре дворцов Кодуччи вводит в традиционную структуру средневекового венецианского дворца элементы классической архитектуры: ритмическое распределение окон на строгом фасаде Палаццо Дзордзи (конец 15 века), облицовку истрийским камнем, рустовку нижнего этажа и пилястры, обрамляющие окна в Палаццо Ландо (Корнер-Спинелли, около 1490). Фасад Палаццо Лоредан (Вендрамин-Калерджи, начато в 1502) впервые полностью оформлен ордерными мотивами (мотив триумфальной арки портала 1-го этажа многократно повторяется в форме спаренных окон, обрамлённых колоннами коринфского ордера; завершает ансамбль высокий антаблемент с лепными орлами и гербами на фризе).

Часовая башня (1496-99) на площади Святого Марка, задуманная как вход в торговые ряды Мерчерия, замкнула открывающуюся с мола перспективу Пьяццетты и предопределила выбор стиля для последовавшей в 16 веке застройки всей площади Святого Марка, явившись связующим звеном между готикой и классической венецианской архитектурой Я. Сансовино и В. Скамоцци.

Лит.: Angelini L. Le opere in Venezia di М. Codussi. Mil., 1945; Olivato L., Puppi L. М. Codussi. Mil., 1981; М. Codussi, da Bergamo а Venezia // Venezia, Milano: storia, civiltà е cultura nel rapporta tra due capitali. Mil., 1984; Polli V. М. Codussi: architetto bergamasco, 1440? - 1504. Bergamo, 1993.

М. Л. Ковальков.