Коллективные блага

КОЛЛЕКТИВНЫЕ БЛАГА, товары и услуги, удовлетворяющие коллективные (общественные) потребности. Коллективные блага предполагают коллективный характер потребления, ограничение доступа потребителей такого блага практически невозможно. Коллективные блага неделимы, они не могут быть проданы индивидуальным потребителям и поэтому предоставляются обществом в лице государства на нерыночной основе. Кроме того, особенность коллективных благ  заключается в том, что как только эти блага возникают, они доступны всем, независимо от того, платил ли потребитель налоги для их производства государству (величины этих налогов) или вообще не платил. Поскольку коллективные блага по своей природе являются неделимыми и выгодными для всех без издержек, их реализация приносит выгоду всем, без выделения частных пользователей. Поэтому обеспечение коллективными благами  и услугами осуществляется государством посредством взыскания денежных средств с населения в виде налогов. Государством финансируются такие коллективные блага, как улицы и магистрали, музеи, библиотеки.

Реклама

При потреблении коллективных благ  следует учитывать побочные эффекты, которые могут возникать как для всего населения, так и для отдельных индивидов или групп. Например, реализация такого коллективного блага, как образование, не только повышает профессиональный уровень потребителей, создаёт условия для экономического роста и роста доходов населения, но и приводит к повышению уровня всеобщей культуры; ранняя диагностика рака в качестве побочного эффекта приводит к оздоровлению всего населения и снижению смертности.

Коллективные  блага отличаются от так называемых клубных благ. Как и общественные, «клубные блага» предполагают их коллективное потребление, но использование таких благ ограничено численностью возможных пользователей (например, число посадочных мест в автобусе или в театре). Коллективное  благо предполагает абсолютное отсутствие соперничества потребителей блага, а клубное - до определённого предела (даже в условиях бесплатного пользования этим благом, что практически в рыночной экономике бывает редко).

В отличие от коллективного блага, частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь). В условиях рыночного хозяйства частные блага удовлетворяют потребности, как правило, на рыночной основе в процессе товарно-денежного обмена.

Со 2-й половины 20 века, когда проявились новые тенденции в росте приоритета социальных потребностей и в связи с этим в трансформации экономической политики в развитых странах, большое значение приобретают смешанные блага, занимающие промежуточное положение между коллективными и частными благами. К смешанным относятся блага, с помощью которых реализуются такие социально значимые услуги, как образование, здравоохранение, достижения науки и культуры, результаты научно-технического прогресса, а также услуги сетевых производств, оказываемые естественными монополиями, - транспортные, газовые, электрические и пр., где невозможно реализовать принципы исключаемости и конкурентности, и в силу этого государство в той или иной мере вынуждено их реализовывать за свой счёт. Поэтому рыночная система, даже при эффективном функционировании, никогда не будет производить такие блага в достаточном количестве. Они называются квазиобщественными (квазигосударственными) благами.

Процесс реализации социально значимых услуг происходит как за счёт рыночной системы, так и всё в большей мере за счёт государства, которое, расширяя масштаб социальных функций, посредством перераспределения бюджетных средств берёт на себя решение задач по развитию культуры, охране здоровья и т.д. Так, в международных декларациях и конституциях многих стран закреплено право граждан на равный доступ к образованию. В развитых странах в законодательном порядке установлена обязательность среднего образования в объёме девяти классов, в США, Японии, Южной Корее массовым стало 12-летнее образование.

Лит.: Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М., 2008; Рубинштейн А. Я. Экономика общественных преференций. 2-е изд. СПб., 2008.

Э. Ф. Миженская.