Коллекционирование

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от латинского collectio - собирание), целенаправленное собирание предметов определённого типа, имеющих научную, историческую, художественную и другую ценность. Известно с древнейших времён. В Древней Греции наряду с публичными коллекциями (преимущественно произведения скульптуры), создававшимися по решению граждан полиса, существовали и отдельные частные коллекции. В Риме периода Империи коллекционирование стало масштабным явлением: греческие статуи и копии с них собирали многие представители римской знати (наиболее значительное собрание - императора Адриана; смотри в статье Вилла Адриана).

Коллекционирование В средние века культура коллекционирования в значительной мере была утеряна, его место заняло собирание и почитание реликвий, мощей и священных образов, которые хранились в сокровищницах монастырей (Сен-Дени близ Парижа и многих других), соборов, паломнических и приходских церквей, а также у частных лиц. Коллекционирование  как самостоятельный феномен обособляется от традиционных форм религиозного почитания святынь в Европе в конце 14 века. В это время появляются первые собрания предметов, которые ценились за свою древность или эстетические качества. Во Франции король Карл V и его братья герцоги Жан Беррийский, Филипп Храбрый Бургундский, Людовик I Анжуйский, а также Рене Анжуйский владели собраниями иллюминированных рукописей, гемм, скульптуры, произведений итальянской живописи на досках и др., поручая их приобретение специальным агентам.

Реклама

В эпоху Раннего Возрождения утверждается основной принцип коллекционирования: приоритет индивидуального вкуса и предпочтений. Разнообразие вкусов ренессансных правителей проявилось и в направлениях их коллекционирования: Пьеро Медичи собирал геммы, монеты, медали, книги, его сын Лоренцо - живопись и скульптуру, в том числе античную, а также покровительствовал поэтам и гуманистам. Выдающимся коллекционером был Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, собиравший библиотеку редчайших рукописей и произведения искусства, которые он заказывал итальянским художникам и мастерам из Нидерландов. В Ферраре Лионелло д’Эсте коллекционировал античные геммы, монеты и медали, ковры, живопись и скульптуру. Свои коллекции имели мантуанские герцоги Гонзага, Сиджизмондо Малатеста в Римини, Висконти и Сфорца в Милане, представители Арагонской династии в Неаполе. Во дворцах ренессансных правителей появляется студиоло (кабинет) - небольшое приватное помещение для учёного досуга хозяина, которое позднее стало использоваться для экспонирования его собраний книг, драгоценностей и предметов искусства.

Высокое Возрождение ознаменовалось меценатской деятельностью пап Римских, покровительствовавших искусству: Пия II, Сикста IV, Юлия II, Льва Х, Павла III и др. В это время археологические раскопки, получившие более или менее систематический характер после обнаружения статуи Лаокоона в Риме (1506), стимулировали собирание антиков. Самые знаменитые находки экспонировались во дворе Бельведера в Ватикане. Крупнейшими собраниями антиков владели семейства Медичи и Гонзага. В подражание итальянским правителям французский король Франциск I заказывал копии знаменитых античных статуй («Аполлон Бельведерский», «Спящая Ариадна» и др.) и собрал большую коллекцию живописи итальянского Возрождения, которую экспонировал в замке Фонтенбло в помещении бань (не сохранились), стремясь воссоздать культурную атмосферу древнеримских терм. Собранная Екатериной Медичи галерея портретов исторических лиц сформировала моду на такой тип собраний. В Южных Нидерландах уже в 16 веке начинает формироваться структура художественного рынка; Антверпен становится его признанным международным центром, появляются агенты, торговцы, а также круглогодичная ярмарка произведений искусства. Основы испанской королевской коллекции заложил Филипп II Габсбург, собиравший итальянскую и нидерландскую живопись (в частности, И. Босха).

Коллекционирование При дворах правителей северной Европы в середине 16 века появляются первые кунсткамеры (Фердинанда I в Вене, эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбра, герцога Альберта V в Мюнхене, герцогов Саксонских в Дрездене, герцогов Вюртембергских в Штутгарте, ландграфов Эссенских в Касселе, императора Рудольфа II Габсбурга в Праге и др.) - собрания разнородных редкостей, в которые входили как произведения искусства (картины, геммы, ювелирные изделия, книги, фарфор, мелкая пластика, монеты, медали, ткани), так и природные диковинки: минералы (драгоценные и полудрагоценные камни), кораллы, раковины, образцы растений (корень мандрагоры, гербарии и т. п.) и животного мира (чучела и рога животных, яйца, шкуры), а также экзотические объекты, привезённые из Азии. Со временем художественная и естественнонаучная составляющие кунсткамер отделились друг от друга, превратившись в самостоятельная виды коллекций.

В 17 веке кунсткамеры распространились среди представителей среднего класса. В моду входят восходящие к кунсткамерам «кабинеты» - небольшие помещения (или группа помещений) для демонстрации коллекций как естественнонаучных, так и художественных, которые включали картины, рисунки, гравюры, географические карты, книги, медали, антики, фарфор, военные доспехи, научные инструменты. Такие кабинеты были как в домах аристократов (Дж. Маурица, герцога Нассау-Зиген), так и в домах представителей третьего сословия и художников (Рембрандт, П. П. Рубенс).

Особое место занимали живописные кабинеты. В них была принята сплошная, в несколько ярусов, развеска, при этом произведения размещались симметрично, подбирались друг к другу по размерам и по сюжетам. Для кабинетов специально создавались произведения различных жанров небольшого размера. Крупнейшим центром их производства был Антверпен, где зародился жанр картин, изображающих конкретные кабинеты с их коллекциями (12 картин Д. Тенирса Младшего с изображением коллекций герцога Леопольда Вильгельма Габсбурга в Брюсселе, после 1651), а также воображаемые коллекции.

В это время основным предметом художественного коллекционирования становится живопись, в первую очередь итальянская. Коллекции монархов приобретают грандиозные масштабы. Французская королева Мария Медичи, король Людовик XIV, кардиналы Ришелье и Мазарини, британские монархи были активными собирателями итальянского искусства. В Германии не меньшей популярностью пользовалась нидерландская и немецкая живопись. Крупнейшим собранием была выросшая из дрезденской кунсткамеры коллекция Саксонской династии, лёгшая в основу Дрезденской картинной галереи. Король Пруссии Фридрих II Гогенцоллерн собрал в Берлине значительную коллекцию французской живописи и декоративно-прикладного искусства.

Широчайшее распространение частного коллекционирования происходит в Северных Нидерландах.

Живописные произведения украшают интерьеры зажиточного бюргерского дома. Возникают особые жанры малоформатных живописных произведений, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, в массовом порядке создаваемых специально для домашнего интерьера.

В течение 18 века складывается инфраструктура коллекционирования: наряду с частными агентами и торговцами картинами возникают публичные аукционы, появляются многочисленные знатоки и консультанты, формируются принципы экспонирования произведений, их инвентарных описаний и каталогизации. Париж становится общеевропейским центром коллекционирования, здесь приобретают живопись целыми собраниями не только французские коллекционеры, но и российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих II Великий, шведский король Густав III. Возрастает роль посредников - торговцев, консультантов, агентов, которые и сами нередко являются собирателями (П. Кроза, Э. Ф. Жерсен и др.). Активными собирателями искусства становятся английские аристократы, которые формировали свои коллекции во время продолжительных европейских путешествий, неизменно заканчивавшихся в Италии («гран-тур»), а впоследствии через своих соотечественников, проживавших в Италии и выполнявших роль агентов. Собрания преимущественно итальянской, французской и голландской живописи хранились в загородных усадьбах, в которых создавались специальные интерьеры (Бленейм, Кенвуд-хаус, Холкем-холл и др.). Одним из важнейших было собрание семьи Сеймур-Конуэй (смотри Уоллес собрание). Популярностью пользовались и галереи скульптуры с собраниями антиков (коллекция У. Веделя в поместье Ньюбихолл). Людвиг I Баварский, пользуясь советами скульптора Б. Торвальдсена, собрал значительную коллекцию произведений античного искусства (включая скульптуру фронтонов храма Афины Афайи на острове Эгина), которая хранится в Глиптотеке Мюнхена. Король польский и курфюрст саксонский Август III собрал уникальную коллекцию фарфора, которая экспонировалась во дворце Цвингер в Дрездене; герцог Альберт фон Саксен-Тешен - собрание графики в Вене (смотри Альбертина).

Коллекционирование

Идеи Просвещения способствовали осознанию необходимости демонстрации коллекций. В течение 18 века коллекционирование начинает институализироваться: открываются первые крупные музеи (одним из первых общедоступных собраний стал Ашмолеанский музей, основанный при Оксфордском университете в 1683). В 1734 открывается Капитолийский музей в Риме, в 1743 - коллекция Медичи в галерее Уффици, с 1750 - Французские королевские коллекции в Люксембургском дворце, в 1759 - Британский музей, в 1770-х годах - Музей Пио-Клементино в Ватикане, около 1781 - коллекция Габсбургов в венском Бельведере. Вскоре после начала Французской революции 18 века (в 1793) в качестве общедоступного музея открывается Лувр.

Этот процесс продолжился и в 19 веке, который называют веком музеев. В 19 - 1-й половине 20 века огромная роль в формировании коллекций музеев принадлежит их сотрудникам (В. Боде, М. Фридлендер и др.); музеи имели ведущее значение для создания традиций научного коллекционирования. В то же время коллекционирование в Европе постепенно утрачивает свой аристократический характер, им активно занимаются представители различных социальных слоёв, что способствует дальнейшему развитию художественного рынка. Объектом коллекционирования становится современное искусство. В его собирательстве активная роль принадлежит галеристам и торговцам, которые участвуют в формировании спроса на определённые направления (смотри А. Воллар, П. Дюран Рюэль, Д. А. Канвейлер), а также самим художникам (Э. Дега, Г. Кайботт).

В конце 19 - начале 20 века, благодаря экономическому подъёму в США, американские покупатели составили существенную конкуренцию европейским собирателям. На рубеже 19-20 века в США, а затем и в Европе коллекционирование стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемым налогами, что стимулировало собирательскую деятельность. При содействии европейских (Р. Лонги, Дж. Морелли) или проживающих в Европе американских (Б. Беренсон) экспертов Э. У. Меллон, П. Морган, С. Кресс, И. Стюарт Гарднер, Г. К. Фрик (смотри Фрик собрание), Дж. Виденер, А. Хаммер собрали масштабные коллекции европейского искусства 14-18 века, большая часть которых впоследствии была передана в музеи США. Особой популярностью в США пользовалось французское искусство импрессионизма и постимпрессионизма. В Европе также продолжали формироваться крупные коллекции (Крёллер-Мюллер музей, Тиссена-Борнемисы собрание и др.). После 2-й мировой войны число частных коллекций в США резко возрастает, крупными собирателями современного искусства выступают Н. Саймон, С. и П. Гуггенхейм, Н. А. Рокфеллер и др., старого - П. Гетти. Во 2-й половине 20 века как в Европе, так и в США ведущая роль в коллекционировании принадлежит так называемым корпоративным собраниям (принадлежат банкам, фирмам, издательствам и т.д.).

В процессе развития коллекционирования укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. Коллекционирование  способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления коллекционирования: научное, учебное, любительское. В 20 веке развиваются массовые виды коллекционирования - филателия, бонистика (денежные знаки), нумизматика, филумения (этикетки от спичечных коробков), филокартия (открытки), фалеристика (ордена, награды, значки) и т. п.

В России истоки коллекционирования восходят к 17 веку [собрания мемориальных реликвий, рукописных и старопечатных книг, гравюр («фряжские листы»), парсун и др.; среди собирателей - бояре А. С. Матвеев, В. М. Хитрово, князь В. В. Голицын]. В начале 18 века собрания «курганных древностей» имели сибирский генерал-губернатор М. П. Гагарин, заводчик А. Н. Демидов. Значительные собрания принадлежали русским императорам: коллекции Петра I и Екатерины II легли в основу старейших музеев России - Кунсткамеры и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Среди крупных частных коллекций 1-й половины 18 века - собрания Я. В. Брюса (минералы, точные приборы и инструменты, портреты, медали, книги и др.), князя Д. М. Голицына, А. П. Волынского, графа П. И. Мусина-Пушкина. Во 2-й половине 18 - начале 19 века получили распространение специализированные коллекции естественноисторических памятников, произведений изобразительного искусства (князя И. С. Барятинского, князя А. А. Безбородко, графа М. С. Воронцова, графа Е. И. Разумовского, А. С. Строганова и С. Г. Строганова, графа Н. П. Шереметева, графа И. И. Шувалова, князя Н. Б. Юсупова и др.), также древнерусских рукописей и книг (графа А. И. Мусина-Пушкина); многие из них размещались в усадьбах. Одним из важнейших источников формирования коллекций являлась антикварная торговля, зародившаяся в Санкт-Петербурге в 1760-е годы и в Москве в 1780-е годы, также ярмарки (особенно Нижегородская).

В 19 веке интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей (Н. П. Румянцев) и предметов искусства, археологии и этнографии (П.Ф. Карабанов, А.С. Уваров, А. Д. Чертков). Коллекционерами по-прежнему были многие представители императорской фамилии, в том числе Александр III (основатель Русского музея), великие князья, но коллекционированием начали заниматься и многие представители буржуазии и разночинной интеллигенции. Возникли первые собрания русской живописи (Ф. И. Прянишникова, Н. Д. Быкова, П. П. Свиньина, А. Р. Томилова), графики (Ф. Ф. Вигеля и др.). Ряд частных коллекций 19 - начала 20 века был положен в основу крупнейших художественных музеев России того времени - Третьяковской галереи в Москве (собрание П. М. Третьякова), Театрального музея в Москве (собрание А. А. Бахрушина); после 1917 - Театрального музея в Санкт-Петербурге (коллекции И. Ф. Горбунова, Л. И. Жевержеева и др.), Киевского музея западного и  восточного искусства (ныне Музей искусств имени Б. и В. Ханенко; собрание семьи Ханенко), Нового западного искусства музея в Москве (собрания С. И. Щукина, И. А. Морозова; музей расформирован в 1948) и др. Некоторые коллекции вошли в состав больших музеев - в том числе Д. П. Боткина, П. П. Семёнова Тян-Шанского, С. М. Третьякова и др. (европейская живопись), К. Т. Солдатёнкова, М. П. Боткина, С. С. Боткина, В. О. Гиршмана, А. А. Коровина и др. (русская живопись), П. И. Щукина, А. П. Бахрушина, Н. Д. Бартрама и др. (этнография, русское прикладное искусство), П. Я. Дашкова (графика), А. В. Морозова (керамика), И. С. Остроухова (иконы, русская живопись). На базе частных коллекций сформировался ряд крупных художественных музеев российской провинции, существующих и поныне, - в Астрахани (собрание П. М. Догадина), Иркутске (собрание В. П. Сукачёва), Калуге (собрание Н. И. Васильева), Краснодаре (собрание Ф. А. Коваленко), Новочеркасске (собрание Н. Н. Дубовского), Пензе (собрание Н. Д. Селивёрстова), Серпухове (собрание А. В. Мараевой и Ю. В. Мерлина), Смоленске (собрание княгини М. К. Тенишевой), Феодосии (собрание И. К. Айвазовского) и др. Некоторые книжные собрания (например, Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) стали основой крупнейших библиотек.

После Октябрьской революции 1917 года целостность подавляющего числа частных собраний была нарушена; вещи из частных коллекций влились в фонды государственных музеев, архивов, библиотек. Однако традиция коллекционирования не прерывалась: издавались журналы («Среди коллекционеров», «Советский коллекционер» и др.), существовали общества коллекционеров. Среди коллекционеров 20 века - И. С. Зильберштейн [русское искусство конца 19 - начала 20 века; был инициатором создания Музея личных коллекций (отдел ГМИИ)], П. Д. Корин (иконы), Г. Д. Костаки (русский авангард, иконы), Ф. Е. Вишневский (русское искусство 1-й половины 19 века), Б. Н. Окунев (русское искусство 1-й половины 20 века), Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович, С. Т. Рихтер.

Лит.: Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874; Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций. СПб., 1908; Бахрушин А. П. Из записной книжки. Кто что собирает? М., 1916; Чаянов А. Московские собрания картин сто лет назад. М., 1917; Donath А. Psychologie des Kunstsammelns. В., 1920; Grappe G. Savoir collectioner. Р., 1946; Briggs М.S. Men of taste from Pharaoh to Ruskin. L., 1947; Taylor F. Н. The taste of angels: а history of collecting from Ramases to Napoleon. L., 1948; Овсянникова С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861- 1917 годы) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX в. //Там же. М., 1961. Вып. 3; Great private collections / Ed. by D. Cooper. L., 1963; Cabanne Р. Die Geschichte großer Sammier. Bern, 1963; Sachs Н. Sammier und Мäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart. Lpz., 1971; Haskell F. Patrons and painters. New Haven, 1980; Haskell F., Penny N. Taste and the antique. New Haven, 1981; Alsop J. The rare art traditions. The history of art collecting... L., 1982; Боханов А. Н. Коллекционеры и Меценаты в России. М., 1989. The cultures of collecting. L., 1994; Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биографический словарь. М., 2003; она же. Коллекционеры России XVII - начала XX в. М., 2005.

О. А. Назарова; Н. М. Полунина, А. И. Фролов (коллекционирование в России).