Композиция (в искусстве)

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio, буквально - соположение, складывание, составление, сочинение, сочетание) в литературе, архитектуре и искусстве, система приёмов построения произведения, обусловливающих его единство и целостность. Каждый вид искусства располагает собственными приёмами композиции, определяемыми спецификой его материала.

Композиция  в литературе представляет собой мотивированное расположение и взаимную соотнесённость элементов произведения как на уровне изображаемой реальности (система персонажей - так называемой композиции образов; последовательность событий и поступков - композиции сюжета), так и на уровне повествовательной структуры (смена точек зрения, ракурсов и способов повествования, достигаемая различными средствами, например переходом в другой стилевой регистр, вставными рассказами). Композиция  литературного произведения может следовать определённому жанровому канону - например, в фольклоре, в произведениях отдельных эпох (античность, средние века) и направлений (классицизм). Специфические особенности имеет композиция стихотворных произведений, обусловленная метрико-ритмическими и интонационно-синтаксическими закономерностями.

Реклама

Композиция  в архитектуре - система организации объёмов и пространств в сооружении, в которой используются законы тектоники и принципы соподчинённости частей постройки друг другу, симметрия и асимметрия, ритм, система пропорций, взаимоотношение масштабов, статика и динамика. Отдельные части постройки в её композиции могут быть обособлены или, напротив, составлять слитное целое. В состав единой композиции могут входить несколько зданий, образующих целостный ансамбль, или здание и окружающее его пространство, в том числе природная либо архитектурная среда и её отдельные объекты.

В живописи и графике композиционные приёмы представлены как средствами организации плоскости (линейный ритм, симметрия и асимметрия и другие параметры, определяющие границы рисунка), так и способами создания иллюзии трёхмерного пространства на плоскости (прямая или обратная перспектива, характер построения и величина каждого из планов, расположение линии горизонта и др.). Колористические композиции определяется цветовыми и тональными отношениями, конфигурацией цветовых зон, взаимодействием дополнительных цветов. Важными определяющими элементами композиции являются также размер (монументальный, станковый, миниатюрный) и формат (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник, тондо, овал в станковой живописи; страницы в книжной миниатюре, и др.). В академической практике утвердилось ограниченное понимание композиции как размещения на плоскости изобразительных элементов.

Композиция  в скульптуре - система взаимосвязи объёмов и поверхностей в условном пространстве. Подобно архитектурной композиции, скульптурная композиция пользуется законами тектоники или смело нарушает их; целостность достигается симметрией, строгой субординацией частей, повторяемостью похожих форм, также и игрой на диссонансах, примирением и равновесием контрастов. Симметрия в скульптурной композиции может быть простой (устанавливается подобие левой и правой сторон) или сложной пространственной, уравновешивающей объёмы. Фактором скульптурной композиции является также движение, которое мотивирует расположение пластические масс. С учётом критерия движения композиции можно разделить на «закрытые» - центростремительные, статичные, которые тяготеют к тектонике, симметрии построения, покою, тождеству и повторам элементов, и «открытые» - развивающиеся в пространстве, динамические, отличающиеся асимметрией, противопоставлением масс, усложнением ритмов, чётко выраженным движением, где действие сюжетно мотивировано. В рассчитанной на обход круглой скульптуре создаётся как бы своя композиция для каждой точки зрения, подчинённая единому замыслу произведения. Рельеф, особенно низкий, заимствует некоторые черты художественного языка живописи. Подобно картине, он имеет формат, ограничивающий поле изображения, в которое вписываются фигуры. В рельефе обретает повышенное значение фон (просветы в интервалах или весь фон в целом, иллюзорно воспроизводящий пространство и среду), а также рисунок линий, который создаёт структуру композиции, пропорциональную сетку. Его ритм связывает между собой отдельные части, утверждает симметрию или вносит разнообразие контраста.

Композиция  в музыке профессиональной европейской традиции - одна из сторон произведения, связанная с его временной структурой. В вокальной (в том числе культовой и сценической) музыке композиции обычно повторяет или варьирует строение словесного текста, образуя текстомузыкальную форму (смотри в статье Музыкальная форма). Музыка, не связанная со словом, изображением и сценическим действием, сама служит основой временной организации; единство целого достигается благодаря специфической логике последования во времени, сочленения и соподчинения частей, диктующей как устойчивые, повторяющиеся типы композиции (музыкальные формы), так и индивидуальные композиционные решения. Типичные композиционные функции (экспозиция, разработка, эпизод, реприза) закрепились в сонатной форме. С термином «композиция» соотносится особый тип авторского творчества, направленного на создание законченного произведения, фиксируемого в нотном тексте и требующего воплощения в искусстве интерпретации; композиция в этом смысле противостоит импровизации.

Термином «композиция» называют также само живописное или скульптурное произведение, а также музыкальное  произведение, процесс его сочинения, связанный с этим процессом комплекс теоретических сведений (смотри Гармония, Инструментовка, Полифония). В архитектуре композицией называют процесс проектирования - построения архитектурной формы с учётом художественных, функциональных и конструктивно-технологических требований.

Лит.: Литература. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970; Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. Архитектура, живопись и графика, скульптура. Алпатов М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М.; Л., 1940; Edwards А. Т. Style and composition in architecture: an exposition of the canon of number, punctuation and inflection. L., 1944; Robertson Н. The principles of architectural composition. [S. 1.], 1963; Архитектурная композиция. М., 1970; Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971; Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977; Kuhn R. Komposition und Rhythmus. В., 1980; Даниэль С. М. Картина классической эпохи: проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в. Л., 1986; Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986; Meiss Р. von. Elements of architecture: from form to place. [N. Y.], 1990; Объемно-пространственная композиция / Ред. А. В. Степанов. М., 1993; Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. 4-е изд. М., 1994; Architectural design and composition / Ed. С. М. Steenbergen а. остров Delft, 2002.

Музыка. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. М., 1976; Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982; Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX в. М., 2004; Теория современной композиции. М., 2007.

В. П. Головин (композиция в скульптуре).